Аэродромное питание постоянным током

Для обеспечения возможности проведения проверочных и регулировочных работ на электрифицированном оборудовании самолёта при неработающих генераторах (двигателях самолёта), проведения предполётного обслуживания самолёта, в том числе заправки топливом, загрузки багажа, посадки пассажиров и т.д. предусмотрено электропитание всего самолётного комплекса от аэродромного источника электро­энергии.

Аэродромные источники электроэнергии бывают стационарными, то есть посто­янно размещёнными на определённых стоянках и местах и мобильными, размещён­ными на базе грузового автомобиля.

Мощность аэродромного источника электроэнергии должна быть соизмерима с суммарной мощностью самолётных генераторов. Подключение аэродромного источ­ника к самолёту производится посредством силового кабеля, имеющего на конце ти­повой штепсельный разъём. Для подключения аэродромного источника электроэнер­гии постоянного тока используется стандартный международный штепсельный разъём ШРАП-500К (рис.5.1.)

На самолёте (вертолёте) в доступном для технического персонала месте устанав­ливается вилка штепсельного разъёма. Вилка имеет два силовых контактных штыря диаметром 11,15 мм и один вспомогательный (управляющий) штырь диаметром 8 мм. Вспомогательный плюсовой штырь обеспечивает безыскровое подключение и отклю­чение разъёма под нагрузкой. Розетка разъёма соединена с кабелем, идущим от ста­ционарной колонки аэродромного питания или от передвижной установки аэродром­ного питания.

В розетке ШРАП-500 силовой плюс соединён со вспомогательным контактом. Если производится подстыковка разъёма ШРАП-500 при включенном выключателе РАП (разъём аэродромного питания) и включенных выключателях потребителей, то в свои гнёзда сначала входят более длинные силовые

Рис. 5.2. Стандартная схема подключения аэродромного источника постоян­ного тока с помощью ШРАП-500.

контактные штыри, но искрения при этом не происходит, так как контактор «К» при этом обесточен. Только тогда, ко­гда будет достигнут надёжный контакт силовых штырей, в своё гнездо войдёт более короткий, управляющий штырь и подаст плюс на контактор, который сработает и замкнёт силовую цепь.

При отстыковке разъёма под нагрузкой сначала из своего гнезда выходит более короткий, управляющий штырь, который снимает плюс с контактора. Силовые штыри после этого выходят из своих гнёзд на обесточенной электрической цепи.

На некоторый самолётах для обеспечения правильной полярности ШРАП-500 в цепь контактора включают полупроводниковый диод, который обеспечивает подклю­чение только при правильной полярности в разъёме. Для обеспечения сигнализации подключения РАП к сети используется вспомогательный контакт контактора, который при срабатывании подаёт плюс на сигнальную лампу или табло.