Классификация консалтинговых услуг

В настоящее времясуществуют следующие виды консультирования:

1. Экспертное консультирование – оно подразумевает оперативное вмешательство консультанта в деятельность менеджмента организации, посредством предоставления уже готовых рекомендаций полученных в результате экспертной оценки. Консультант производит диагностику, разрабатывает решение и рекомендации по их внедрению. Роль клиента заключается в обеспечении консультанта необходимой информацией и в оценке результатов. Для успешного применения экспертного консультирования необходимыми условиями являются:

- высокая квалификация эксперта;

- умение и желание менеджеров организации воспользоваться полученными рекомендациями.

2. Проектное консультирование – этот вид управленческого консультирования, как и экспертное консультирование направлен на покупку клиентом готового решения, однако при проектном консультировании клиент поручает консультанту проведение диагностического исследования состояния организации. Вопросы определения или уточнения проблемы и разработки рекомендаций решает консультант, а клиент берет на себя функцию по организации внедрения предложения.

3. Процессное консультирование – это наиболее эффективный подход, построенный по принципу сотрудничества клиента и консультанта. Консультанты постоянно взаимодействуют с клиентом, оценивают его идеи, предложения, проводят при его содействии анализ проблем и подготовку решений. Во время процессного консультирования для обеспечения взаимодействия с клиентом используются специально разработанные методы:

- организационная диагностика – совокупность методов, посредством которых консультант собирает информацию о состоянии организации;

- организация интервенции – мероприятия, которые призваны внести в деятельность организации позитивные изменения и закрепить их.

Для успешного применения методов процессного консультирования необходимо выполнение следующих условий:

- между клиентом и консультантом должны быть установлены доверительные отношения;

- руководитель организации должен быть по настоящему заинтересован в успехе проекта;

- персонал организации должен посвящать проекту достаточно большое время.

Роль консультантов по процессу заключается в содействии решению проблемы, а не в определении ее содержания.

4. Обучающее консультирование – консультации специалиста полностью ориентированы на содержание проблемы и обучение клиента. Консультант не только собирает идеи, анализирует решения, но и представляет клиенту соответствующую юридическую и правовую информацию в форме лекций, семинаров и пособий.

Наиболее эффективным способом применения обучающего консультирования является лабораторный метод. Он включает в себя следующие этапы:

- предварительная диагностика, при которой группа консультантов осуществляет обследование предприятия путем бесед с руководителями и изучения документации;

- консультация – семинар, проводится для управленческого персонала с использованием всех методов процессного, экспертного и обучающего консультирования;

- разработка рекомендаций.

В европейском справочнике - указателе консультантов по экономике и управлению издаваемого под эгидой Европейской Федерации Ассоциаций Консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО), в настоящее время выделено 94 вида консалтинговых услуг, объединенных в 8 групп:

1. Общее управление (определение эффективности системы управления; оценка бизнеса и управления; управление проектами);

2. Деятельность администрации (анализ работы канцелярии; организация и методы управления; планирование рабочих мест);

3. Финансовое управление (система учета; хозяйственный оборот фирмы; снижение себестоимости; налогообложение);

4. Управление кадрами (корпоративная культура; поиск кадров; повышение квалификации персонала);

5. Маркетинг (реклама, дизайн; стимулирование сбыта, исследование ранка; разработка маркетинговой и ценовой стратегии);

6. Производство (автоматизация производственных процессов; контроль качества);

7. Информационное обеспечение (компьютеризация системы управления (их проектирование и разработка));

8. Специализированные услуги (экономический консалтинг; юридический консалтинг; политический консалтинг).

Набор услуг по управленческому консультированию, используемый в России, можно представить следующим в виде схемы (рис 1):

 

 

 


Рис 1. Разновидность услуг управленческого консультирования

 

1.Юридическое консультирование;

2.Рекруитинговые услуги (подбор персонала);

3. Проектно-инвестиционные услуги;

4. Инжиниринговые и реинжиниринговые услуги;

5. Услуги по антикризисному управлению;

6. Услуги по антикризисному управлению;

7. Информационное обеспечение;

8. Внешний финансовый аудит;

9. Услуги по подготовке и переподготовке персонала.