КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1. Чем вы объясните, что в наименованиях федеральных законодательных актов, регулирующих местное самоуправление, содержатся выражения «об общих принципах», «об основах», «об основных гарантиях»? Связано ли это с характером правовой регламентации местного самоуправления?

 

2. Общеизвестно, что местное самоуправление в Российской Федерации признается одной из основ конституционного строя. В каких значениях выступает местное самоуправление, будучи в этом качестве?

 

3. Каково соотношение понятий «государственная власть» и «муниципальная власть»?

 

4. В уставе одного из субъектов Российской Федерации зафиксировано, что в случае, если население муниципального образования самостоятельно и добровольно отказалось от реализации права на организацию местного самоуправления, то на данной территории осуществляется государственная власть. Дайте оценку такому положению. Существует ли судебная практика по указанному вопросу?

 

5. Как вы полагаете, граждане имеют право на участие в осуществлении публичной власти в рамках муниципального образования на основании:

- конституционного и текущего законодательства;

- волеизъявления населения конкретного муниципального образования?

 

6. Местное самоуправление – это:

форма народовластия; тип государственного устройства; форма децентрализации власти; форма правления; самоуправление муниципальных органов; политический режим; элемент конституционного строя; самоуправления жителей; самоорганизация жителей? Обоснуйте свой выбор.

 

7. Иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории муниципального образования, не был допущен местной администрацией к участию в публичных слушаниях. Глава местной администрации ссылался на то, что между гражданством государства указанного иностранца и Российской Федерацией отсутствует международный договор. Иностранный гражданин утверждал, что поскольку федеральным законом предусмотрено право осуществления иностранцами местного самоуправления, то достаточно факта постоянного проживания на территории муниципального образования. Как, на Ваш взгляд, должен быть разрешен спор.

 

8. В каких случаях и по каким основаниям могут быть ограничены права граждан на участие в местном самоуправлении? Может ли быть ограничено непосредственно местное самоуправление на территории муниципального образования?

 

9. Проанализируйте определения понятия «местное самоуправление», предложенное Европейской Хартией местного самоуправления и Федеральным законом от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В чем сходства и отличия указанных определений? Усматривается ли в них существенная разница?

 

10. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Обладают ли в связи с этим акты органов местного самоуправления властной силой?

 

11. Гражданин Б. обратился в Конституционный Суд Российской Федерации. В своей жалобе гражданин Б. оспаривает конституционность положений Закона города Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве», устанавливающих, что местное самоуправление в городе Москве осуществляется в соответствии с принципом сохранения единства бюджетной системы города Москвы; установление и введение в действие местных налогов и сборов к полномочиям органов государственной власти города Москвы в области местного самоуправления; статьи, закрепляющей перечень предметов ведения муниципального образования; статьи, определяющей состав муниципальной собственности муниципального образования; статьи, согласно которой исполнение местного бюджета осуществляется через органы казначейства в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы; статьи, согласно которой местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие законами города Москвы.

Можно ли указанные положения называть принципами организации местного самоуправления? Вправе ли законы субъектов Федерации устанавливать принципы организации местного самоуправления? Свой ответ сформулируйте, опираясь на правовую позицию Конституционного Суда РФ.

12. Как Вы понимаете норму пункта «н» части 1 статьи 72 Конституции РФ о том, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления? Не означает ли указанная норма, что субъекты Федерации не вправе определять статус местного самоуправления в целом, а могут регламентировать лишь общие принципы организации системы органов местного самоуправления?

ТЕМА 3

 

ИСТОЧНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

 

1. Проанализируйте статьи Конституции Российской Федерации, определяющие статус местного самоуправления?

 

2. Приведите примеры источников муниципального права.

 

Федеральные законы  
Указы Президента РФ  
Постановления Правительства РФ  
Законы субъектов Российской Федерации  
Нормативные акты руководителей субъектов РФ  
Постановления исполнительных органов субъектов Федерации  
Нормативные акты представительных органов муниципального образования  
Нормативные акты глав муниципальных образований  
Нормативные акты исполнительных органов местного самоуправления  

 

Относятся ли к источникам муниципального права судебные решения? Если да, приведите примеры.

 

3. Что понимается под разработкой муниципального правового акта? Кто вправе осуществлять разработку муниципального правового акта? Устанавливает ли законодательство какие-либо критерии для данных субъектов?

 

4. На основе анализа норм нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составьте перечень федеральных законов, которые должны быть приняты в его развитие и сравните с перечнем тех федеральных законов, которые уже приняты на сегодняшний день. Подготовьте проект предложений в план законопроектных работ Государственной Думы по вопросам местного самоуправления.

 

5. Дайте сравнительную характеристику норм Конституции РФ, посвященных местному самоуправлению. Каким статьям российской Конституции корреспондируют названия глав и статей Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»? В чем особенности названия данного закона?

 

6. В публицистической литературе зачастую встречаются выражения «решение сессии городской Думы», «городские законы» и т.п. Дайте юридическую оценку правомерности использования таких понятий.

 

7. Локальные нормативно-правовые акты – это:

- правовые акты местного самоуправления;

- акты органов государственной власти субъектов РФ о местном самоуправлении;

- акты, принятые на местном референдуме;

- акты общественных организаций на территории муниципального образования?

Каково Ваше мнение по данному вопросу?

 

8. Какова форма локальных актов: решения; указы; постановления; инструкции; регламенты; законы; распоряжения; положения? Что понимается в муниципальном праве под локальными актами?

 

9. В каких случаях муниципальные правовые акты принимаются на сходах граждан? Подлежит ли такой муниципальный правовой акт утверждению главой муниципального образования?

 

10. Житель городского округа обратился в суд с заявлением о несоблюдении установленного порядка опубликования муниципальных правовых актов. По мнению данного жителя, порядок официального опубликования нормативных правовых актов представительного органа, затрагивающих права и обязанности граждан, должен определяться Уставом муниципального образования, а не отдельным решением представительного органа. В защиту своих доводов указанный житель заявил, что учрежденное официальное издание представительного органа выходит ограниченным тиражом, не распространяется по подписке, что делает опубликованные в нем акты недоступными для всеобщего сведения.

Проанализируйте ситуацию. Каким, по Вашему мнению, должно быть решение суда?

 

11. Законы субъектов, определяющие организацию местного самоуправления в конкретном регионе, носят различные наименования: «Об общих принципах организации местного самоуправления», «Об организации местного самоуправления», «О местном самоуправлении», «Об органах местного самоуправления», «Об основах местного самоуправления».

Какое наименование, на Ваш взгляд, наиболее оптимально и почему? Существует ли необходимость принятия комплексного закона о местном самоуправлении в субъектах Российской Федерации?

 

 

ТЕМА 4

УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

1. Жители села Куликово приняли на местном референдуме устав созданного ими муниципального образования и обратились в законодательный орган соответствующего субъекта РФ с просьбой зарегистрировать данный устав. Законодательный орган отказал на том основании, что принятый устав в качестве единственного института местного самоуправления в селе называл сельский сход, создание же иных органов местного самоуправления не предусматривал. Представители жителей села Куликово доказывали, что в соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Кто в данной ситуации прав и почему?

Проанализируйте все возможные на практике варианты действия.

 

2. Устав одного из муниципальных образований включал следующие вопросы:

наделение граждан, не проживающих в этом муниципальном образовании, но имеющих на его территории в собственности объекты, активным и пассивным избирательным правом;

предоставлял органам местного самоуправления право отказа выполнять отдельные государственные полномочия;

регулировал порядок выборов органов местного самоуправления.

Регистрирующий орган отказал в государственной регистрации устава.

Проанализируйте ситуацию.

 

3. Городская дума приняла Устав муниципального образования двумя третями голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании. Выяснилось, что на заседании городской думы отсутствовало три депутата. Прокурор города опротестовал это решение, указав на то, что на заседании не было необходимого кворума. Поясните сложившуюся ситуацию. Устанавливает ли федеральное законодательство норму голосования для принятия устава муниципального образования?

 

4. Регистрирующий орган отменил свое решение о государственной регистрации устава. Представительный орган муниципального образования обратился в суд с заявлением о незаконности решения регистрирующего органа. Проанализируйте сложившуюся ситуацию.

 

5. Правозащитная организация обратилась в суд общей юрисдикции с заявлением, в котором указала, что орган юстиции субъекта Российской Федерации не вправе регистрировать уставы муниципальных образований. В какой суд должна была обратиться организация? Каким должно быть, по Вашему мнению, решение суда? Каков порядок регистрации уставов муниципальных образований. С какого момента муниципальное образование считается созданным?

 

6. При принятии устава муниципального образования были проведены публичные слушания, однако результаты публичных слушаний не были опубликованы в местной печати, но были размещены на сайте местной администрации. Регистрирующий орган отказал в государственной регистрации устава муниципального образования, ссылаясь на нарушения порядка принятия устава. Проанализируйте и оцените сложившуюся ситуацию.

 

7. Статья 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что проект устава муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о его принятии подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Тождественны ли указанное обсуждение и публичные слушания, проводимые по вопросу обсуждения проекта устава муниципального образования?

 

8. Какие документы и почему предоставляются в регистрирующий орган для государственной регистрации устава муниципального образования? Кем и в какой срок предоставляются указанные документы?