Тема 14. Начало царствования Петра1.
Литература:
1. Демидова Н.Ф., Морозова Л.Е., Преображенский А.А. Первые Романовы на российском престоле. М., 1996.
2. Петр Великий. Сборник статей под редакцией Андреева А.И. М.; Л., 1947.
3. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в веке. М., 1958.
4. В борьбе за власть. Страницы политической истории России века. М., 1988.
5. Керсновский А.А. История русской армии. В 4-х томах. Т. 1–2. М., 1993.
6. Павленко Н.И. Вокруг трона. М., 1999.
7. Беспалов А.В. Северная война. М., 2000.
Государственная и военная деятельность Петра I (1672–1725 гг.) началась в конце XVII в. На территории России проживало более 13 млн. человек. Экономическую основу государства составляли феодально-крепостническое землевладение, мануфактурное и мелкоремесленное производство. По некоторым экономическим показателям, культурному развитию, военной организации она отставала от стран Запада. Одной из причин подобного положения являлась изоляция государства, его оторванность от морских портов.
«Священная лига» и «Вечный мир» с Польшей.
Весной 1683 г. был создан оборонительный союз «Священная лига» Речи Посполитой и Священной Римской империи, к которому присоединились Венеция, Бранденбург, другие немецкие княжества, которые приглашали Россию вступить в лигу.
В 1686 г. между Россией и Речью Посполитой был подписан «Вечный мир». Польша соглашалась с территориальными приобретениями Москвы, а Россия обязывалась разорвать отношения с Турцией и с конца XVII в. начинает активное наступление на Турцию и ее союзника – Крымское ханство.
В 1687 г. состоялся первый поход на Крым, но он был неудачен. Руководивший кампанией В.В. Голицын свалил свою вину на гетмана И. Самойловича. На украинского правителя был подан ложный донос, будто бы его люди подожгли степь и тем самым повредили русским войскам. Лояльного к Москве Самойловича сослали в Сибирь, а на его место в 1687 г. по рекомендации Голицына назначили Ивана Мазепу.
В 1688-89 г. состоялся второй Крымский поход под командованием Голицына и Мазепы, который тоже оказался малоуспешен. Однако то, что русские сковали силы Крымского ханства, помогло европейским странам в их войне с турками.
Стрелецкий бунт в мае 1682 г., переход правления в руки царевны Софьи создают новые условия жизни малолетнего Петра. Живя в пригородных селах Воробьеве и Преображенском, вокруг 10-летнего царя собираются для воинских забав отчасти дети дворовых людей, сверстники Петра, отчасти дети бояр, окружавших царицу Наталью Кирилловну. Добрым семенем для русской армии послужили «потешные войска», набранные в 1683 г. в селе Воробьеве для забавы маленького царя. Первым руководителем Петра в военных играх был командир одного из иноземных полков — Менезиус. «Потешные» мало-помалу приобретают вид войсковой части. Их занятия носили характер полевых упражнений. В 1684 г. на реке Яузе возникает крепость, со стенами, башнями, рвами. Близ крепости вскоре вырастают конюшни и другие постройки. Появляется целый городок.
Практическая школа военного дела была пройдена Петром в период созидания «потешных». В это время в Преображенском юный царь сближается с иностранцами, которые много способствовали как общему, так и его военному образованию: командиром Бутырского солдатского полка шотландцем генералом Патриком Гордоном, участником Чигиринских походов), женевцем Францем Лефортом(участник крымских походов), другие.
Обогащенный новыми познаниями в области военного дела, повзрослевший Пётр не может довольствоваться потешными забавами. К потешным полкам, Преображенскому и Семеновскому, примыкают выборные московские полки Гордона и Лефорта.
Царь приобретает познания из истории военного искусства, знакомится со взглядами и деятельностью полководцев и вместе с тем ревностно проходит практическую школу, участвуя в
полевых занятиях своего молодого учебного отряда. Беседы царя с Гордоном иллюстрируются показными учениями и маневрами, в которых в период с 1691 по 1694 г. участвуют, кроме пехоты, конница и артиллерия. Наиболее интересным был маневр 1694 г., заставивший обратить на себя внимание всей Москвы. Этот маневр предпринят был с целью дать войскам практику в совершении наступательной переправы с боем, а также в постепенной атаке полевых укреплений.
Районом действий избраны были окрестности села Кожухова, почему и маневр этот назван был Кожуховским походом. Отряд обороняющегося состоял из войск старого строя — стрельцов; отряд атакующего — преимущественно из новых войск с придачей поместной конницы. Оба
отряда в начале похода прошли через Москву. Жители столицы были при этом поражены необычайным зрелищем, так как отряд наступающего был одет и отчасти вооружен по образцу западноевропейских войск. Маневр начался наступательной переправой через реку отряда Гордона, которому не могли помешать стрельцы. Переправившись, Гордон построил укрепленный лагерь. К этому времени обороняющийся успел возвести пятиугольное укрепление с 5-аршинным валом и
рвом в 4 аршина глубиной. Началась постепенная атака. Наступающий закреплял пройденное пространство, устраивая на флангах занятых позиций редуты. Обороняющийся действовал активно — вылазками. После сближения началась минная война. Взрыв порохового заряда, произведенный со стороны наступающего бомбардиром Петром Алексеевым, послужил сигналом к штурму укрепления.
Маневренный опыт, приобретенный Петром, вскоре уступил место настоящему боевому опыту. В поисках выхода к морю Петр свой первый натиск производит по кратчайшему направлению —Азов, как ближайший к Московскому царству морской порт.
Первый, неудачный, поход к Азову все же свидетельствует о блестящих военных дарованиях
Петра. Делая явные приготовления для похода 120-тысячной армии под начальством боярина Шереметева в Крым, Петр в то же время скрытно формирует 30-тысячный отряд из отборных войск для действий под Азовом. Внимание врага приковано было к огромной армии Шереметева, медленно наползавшей по Днепру к Крыму, а между тем к Азову скрытно потянулись отбор-
ные войска. 3 июля 1695 г. началась осада крепости. Турки, защищавшие Азов, все время получали морем подкрепления, что давало им возможность обороняться активно. Попытки наших войск штурмовать Азов успеха не имеют. При таких обстоятельствах Петр принужден был снять осаду. Конечно, его энергия не была подо рвана этой первой неудачей. Прекрасно понимая, что главной причиной неудачного исхода дела являлось отсутствие у нас флота, царь деятельно приступает к постройке речной и морской флотилии на спешно устроенных верфях Воронежа.
К весне 1696 г. 30 крупных судов и около 1000 барок готовы были к походу. В мае сухопутные войска и флот двинулись вниз по Дону.
На этот раз расчеты царя оправдались: отрезанный с моря, Азов мог продержаться
лишь в течение 2х месяцев. 19 июля 1696 г. крепость сдалась. Взятие Азова было чрезвычайно важно для Московского царства, но оно явилось лишь завязкой упорной борьбы, которая длилась почти 2 века и завершилась на южных склонах Балкан и в долинах Закавказья. Азовские походы как первый личный боевой опыт стали для Петра свидетельством того, что для борьбы с Турцией необходим сильный флот на Черном море, что русские войска, отнюдь не представляют той надежной вооруженной силы, с которой можно приступить к выполнению широких замыслов царя в области внешней политики.
Официальным постановлением о начале создания флота был приговор Боярской думы 20 октября 1696 г.: «Морским судам быть». Для претворения этого решения в жизнь в России имелось уже около 10 верфей. В начале XVIII в. было построено еще 14. Десятки тысяч крестьян и работных людей заготавливали и доставляли к верфям лес, трудились на лесопильных заводах, вместе с мастеровыми и ремесленниками производили вооружение и различные материалы для снаряжения парусных кораблей и гребных судов. Руководил всеми этими работами созданный в 1696 г. в Москве Корабельный приказ, позже переименованный в Приказ адмиралтейских дел, во главе которого стоял Ф.М. Апраксин. Фактическим же организатором и создателем отечественного военного флота был сам Петр I.
Азовские походы ярко подчеркнули недостатки войск старого строя. Разношерстная поместная конница, отягченная неуклюжим громоздким обозом, помышляла не столько о атаках, сколько о скорейшем окончании похода, о возвращении к покинутым вотчинам и поместьям. Стрельцы, привыкшие играть видную роль в городах, погрязшие в промыслах и торговых делах, не могли проявить активности, необходимой при завоевательных стремлениях.
Прежде чем создать по западноевропейскому образцу регулярную армию, царь желает лично познакомиться с западноевропейскими порядками. Путешествие Петра по Европе имело огромное значение в смысле личного усовершенствования его в различных отраслях познаний и чревато было последствиями по учреждению реформ в Московском царстве. Полтора года пребывания в европейских странах приобщили царя к европейской культуре и научили его многому полезному. Предметом особо заботливого изучения для царя было военное и морское дело. В Кёнигсберге он изучает артиллерийское дело. На верфях Саардама и Амстердама он собственноручно постигает
практическую часть кораблестроения, а в Англии основательно изучает теорию постройки судов. В Вене царь знакомится с организацией военного дела на примере имперских войск.
Стрелецкий бунт 1698 г. прерывает путешествие. По возвращении в Россию Петр приступает к устройству на новых началах регулярной армии.