NВ: Относительно науки, то она, являясь одной из форм общественного сознания, в то же время больше превращается в непосредственную ироизводительную силу общества.
г) Соотношепие общественного и ипдивидуального сознания єсть конкретное проявление диалектики общего и отдельного в духовной жизни общества:
— общественное сознание проявляется только через индивидуальное, поскольку способностью мислить обладает лишь конкретная личность;
—в свою очереоь индивидуальное сознание существует только в связи с сознанием общественньм, поскольку каждьй человек живет и трудится в обществе, и его собственное сознание не єсть нечто замкнутое;
— общественное и индивидуальное сознание едины. У них обший источник — бытие людей, єдиная основа — практика, одна форма, способ вираження — язык;— общественное сознание опережает действительность глубже и всесторонне, чем индивидуальное. Оно отвлекается от многих конкретних специфических черт сознания индивидов и вбирает в себя лишь общезначимое;
— индивидуальное сознание кроме черт, присущих отдельно взятому индивиду, содержит и черты, присущие определенной социальной общности. Таким образом, в данной лекции ми рассмотрели философские и научные аспекти сознания, методологические основи его исследования.
ЛЕКЦИЯ 36
СОЗНАНИЕ (часть II)
План:
І. Индивидуальное сознание, его структура.
Общая характеристика
Сознательное и бессознательное 3.Самосознание, его предметность и рефлексивность
Витальные переживаним й ценности в структуре самосознания.
І І. Творческая активность сознания
Общая характеристика
Види творчества.
III. Идеальное и материальное.
Общая характеристика.
Проблема сознания в психофизиологии.
Сознание и мозг: психофизиологическая проблема.
Классическая й современная нейрофизиология о
сознании как функции мозга:
А) Принципиальная несводимость сознания к нейрональнмм процессам.
Б) Моделирование функции мозга.
IV. Регуляторная функция сознания.
Функциональные системи (по П.К. Анохину)
Психосоматическая проблема в медицине.
Психогенние фактори в этиологии заболеваний и психотерапия.