СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

6.1. Понятие, принципы, формы социального обслуживания

 

Социальное обслуживание представляет собой регламентированную Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Оно основывается на принципах:

- адресности;

- доступности;

- добровольности;

- гуманности;

- приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- конфиденциальности;

- профилактической направленности.

Мероприятия по социальному обслуживанию осуществляются в рамках государственной системы социальных служб. Данная система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Клиентами социальных служб являются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в этой связи в предоставлении социальных услуг.

Под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Социальные услуги определяются как действия по оказанию помощи отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Законодательство устанавливает следующие формы социального обслуживания.

Материальная помощь. Предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Социальное обслуживание на дому. Осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания. Осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания. Предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Консультативная помощь. В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Реабилитационные услуги. Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

Социальное обслуживание может осуществляться социальными службами как бесплатно, так и за плату.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

- гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают;

- гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

- несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, который также устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.

Управление государственной системой социальных служб осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями. Управление социальными службами иных форм собственности осуществляется в порядке, определяемом их уставами либо иными учредительными документами.

К полномочиям федеральных органов государственной власти относятся:

- установление основ федеральной политики в области социального обслуживания;

- принятие федеральных законов в области социального обслуживания и контроль за их исполнением;

- установление методического обеспечения социальных служб;

- установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области социального обслуживания;

- организация и координация научных исследований в области социального обслуживания;

- развитие международного сотрудничества в области социального обслуживания.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вне пределов полномочий органов государственной власти Российской Федерации, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляют собственное правовое регулирование социального обслуживания населения. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:

- обеспечение реализации Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";

- разработка, финансирование и реализация региональных программ социального обслуживания;

- определение структуры органов управления государственной системой социального обслуживания и организация их деятельности;

- установление порядка координации деятельности социальных служб;

- создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания;

- иные полномочия.

Социальные службы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обеспечиваются земельными участками, имуществом, необходимыми для выполнения их уставных задач.

Социальное обслуживание населения, осуществляемое в соответствии с нормами, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

 

6.2. Социальное обслуживание граждан пожилого

возраста и инвалидов

 

6.2.1. Общая характеристика

 

Граждане пожилого возраста и инвалиды составляют наиболее значительную в численном отношении группу, нуждающуюся в социальной помощи. В этой связи правовое регулирование социального обслуживания данной категории граждан осуществляется на основе специально принятого отдельного федерального закона.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой регламентированную Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" в Российской Федерации деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. Данное направление социального обслуживания включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в перечни гарантированных государством социальных услуг.

Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах:

- соблюдения прав человека и гражданина;

- предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

- обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

- преемственности всех видов социального обслуживания;

- ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

- приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;

- ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания. Система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов основана на использовании и развитии всех форм собственности и состоит из государственного и негосударственного секторов социального обслуживания.

Учреждения социального обслуживания являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственные учреждения социального обслуживания не подлежат приватизации и не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности.

Право на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов имеют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование или профессиональную подготовку в образовательных учреждениях Российской Федерации. Для оказания основных социально-бытовых услуг могут привлекаться граждане, не имеющие профессиональной подготовки, на условиях трудового договора, заключаемого с органами управления социальным обслуживанием населения или учреждениями социального обслуживания.

Право на профессиональную частную деятельность в сфере социального обслуживания имеют граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, или учреждения социального обслуживания.

Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг в государственном секторе социального обслуживания осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Действия или бездействие государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также должностных лиц, повлекшие нарушения прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания, могут быть обжалованы в суд.

Нарушение законодательства Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов влечет за собой уголовную, гражданско-правовую и административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

 

6.2.2. Формы социального обслуживания граждан

пожилого возраста и инвалидов

 

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает:

- социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

- полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

- стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

- срочное социальное обслуживание;

- социально-консультативную помощь.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.

Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

- организация питания, включая доставку продуктов на дом;

- помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

- содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

- поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

- содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

- содействие в организации ритуальных услуг;

- другие надомные социальные услуги.

При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнями гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях.

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и постоянно нарушающие установленный Положением об учреждении социального обслуживания порядок проживания в них, могут быть по их желанию или по решению суда, принятому на основании представления администрации указанных учреждений, переведены в специальные стационарные учреждения социального обслуживания.

Администрация стационарного учреждения социального обслуживания обязана:

- соблюдать права человека и гражданина;

- обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность граждан пожилого возраста и инвалидов;

- информировать граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания, об их правах;

- исполнять возложенные на нее функции опекунов и попечителей в отношении граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в опеке или попечительстве;

- осуществлять и развивать просветительную деятельность, организовывать отдых и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов;

- предоставлять гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарном учреждении социального обслуживания, возможность пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату в соответствии с действующими тарифами;

- выделять супругам из числа проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов изолированное жилое помещение для совместного проживания;

- обеспечивать возможность беспрепятственного приема посетителей как в выходные и праздничные дни, так и в рабочие дни в дневное и вечернее время;

- обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей граждан пожилого возраста и инвалидов;

- исполнять иные функции, установленные действующим законодательством.

Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:

- разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

- обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

- разовое оказание материальной помощи;

- содействие в получении временного жилого помещения;

- организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

- организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;

- иные срочные социальные услуги.

Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Социально-консультативная помощь ориентирована на психологическую поддержку граждан пожилого возраста и инвалидов, активизацию их усилий в решении собственных проблем и предусматривает:

- выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;

- профилактику различного рода социально-психологических отклонений;

- работу с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организацию их досуга;

- консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов;

- обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов;

- правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;

- иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста и инвалидов.

 

6.2.3. Права граждан пожилого возраста

и инвалидов в сфере социального обслуживания

 

Граждане пожилого возраста и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же правами в сфере социального обслуживания, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на:

- уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;

- выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;

- информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;

- согласие на социальное обслуживание;

- отказ от социального обслуживания;

- конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;

- защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.

Право на информацию. Граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право получать информацию о видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг и об условиях их оплаты, а также о других условиях их предоставления. Информация о социальных услугах предоставляется социальными работниками непосредственно гражданам пожилого возраста и инвалидам, а в отношении лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - их законным представителям. Граждане пожилого возраста и инвалиды, направляемые в стационарные или полустационарные учреждения социального обслуживания, а также их законные представители должны быть предварительно ознакомлены с условиями проживания или пребывания в указанных учреждениях и видами услуг, предоставляемых ими.

Добровольность социального обслуживания. Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дается их законными представителями после получения сведений, предусмотренных в части первой статьи 8 настоящего Федерального закона. При временном отсутствии законных представителей решение о согласии принимается органами опеки и попечительства.

Помещение в стационарное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов производится на основании их личного письменного заявления и подтверждается их подписью, а лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - на основании письменного заявления их законных представителей.

Помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается на основаниях и в порядке, предусмотренных Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Право на отказ от социального обслуживания. Граждане пожилого возраста и инвалиды, а также их законные представители имеют право отказаться от социального обслуживания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона. В случае отказа от социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения. Отказ граждан пожилого возраста и инвалидов от социального обслуживания, который может повлечь за собой ухудшение состояния их здоровья или угрозу для их жизни, оформляется письменным заявлением граждан пожилого возраста и инвалидов или их законных представителей, подтверждающим получение информации о последствиях отказа.

Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждений социального обслуживания, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, пользуются правами, предусмотренными статьей 7 настоящего Федерального закона, а также имеют право на:

- обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;

- уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания;

- социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;

- добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями;

- медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности;

- свободное посещение их адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами;

- бесплатную помощь адвоката в порядке, установленном действующим законодательством;

- предоставление им помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий;

- сохранение занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, - в течение всего времени пребывания в этом учреждении. В случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение. Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди органами местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни;

- участие в общественных комиссиях по защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, создаваемых в том числе в учреждениях социального обслуживания.

Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями. Это право обеспечивается путем организации в стационарных учреждениях социального обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения в порядке, установленном действующим законодательством.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в государственных учреждениях социального обслуживания и нуждающиеся в специализированной медицинской помощи, направляются на обследование и лечение в государственные учреждения здравоохранения. Оплата лечения граждан пожилого возраста и инвалидов в указанных учреждениях здравоохранения осуществляется в установленном порядке за счет соответствующих бюджетных ассигнований и средств медицинского страхования.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания граждан пожилого возраста и инвалидов или создания удобств для персонала указанных учреждений использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция граждан пожилого возраста и инвалидов. Лица, виновные в нарушении указанной нормы, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут приниматься на работу, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора. Указанные категории граждан могут участвовать в лечебно-трудовой деятельности в соответствии с медицинскими рекомендациями. Принуждение граждан пожилого возраста или инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, к лечебно-трудовой деятельности не допускается.

Ограничения прав граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг допускаются в порядке, предусмотренном Федеральным законом, и могут выражаться в помещении этих граждан без их согласия в учреждения социального обслуживания в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными.

Вопрос о помещении граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждениях социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей по основаниям, предусмотренным в части первой настоящей статьи, решается судом по представлению органов социальной защиты населения.

Отказ от услуг стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, утративших способность удовлетворять свои основные жизненные потребности или признанных в установленном законом порядке недееспособными, производится по письменному заявлению их законных представителей в случае, если они обязуются обеспечить указанным лицам уход и необходимые условия проживания.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому. Данный отказ подтверждается совместным заключением органа социальной защиты населения и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, осуществляемое в нестационарных условиях, может быть прекращено в случае нарушения ими норм и правил, установленных органами управления социальным обслуживанием при предоставлении данного вида услуг.

 

6.3. Учреждения социального обслуживания

 

Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

- комплексные центры социального обслуживания населения;

- территориальные центры социальной помощи семье и детям;

- центры социального обслуживания;

- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

- социальные приюты для детей и подростков;

- центры психолого-педагогической помощи населению;

- центры экстренной психологической помощи по телефону;

- центры (отделения) социальной помощи на дому;

- дома ночного пребывания;

- специальные дома для одиноких престарелых;

- стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

- геронтологические центры.

 

6.3.1. Комплексные центры социального

обслуживания населения

 

Особенности правового статуса и деятельности комплексных центров социального обслуживания населения определяются в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 июля 1999 года N 32. Руководителям органов социальной защиты надлежит учитывать данные Методические рекомендации при создании комплексных центров социального обслуживания населения.

Государственное (муниципальное) учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения" создается в целях оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

Учредителем Центра может выступать орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации или муниципальный орган социальной защиты населения на основании решения, принимаемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Учредитель оказывает Центру организационно-методическую и практическую помощь.

На основании положений статей 51, 52 и 54 ГК РФ Центр как юридическое лицо осуществляет свою деятельность на основании устава Центра (далее - устав), утверждаемого учредителем и зарегистрированного в органах юстиции в установленном порядке.

Деятельность Центра осуществляется по трем функциональным направлениям:

- решение общих вопросов социальной поддержки граждан;

- социальная поддержка семьи, женщин и детей;

- социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов.

Деятельность Центра направлена на проведение социальных, оздоровительных, педагогических, профилактических и иных мероприятий, в связи с чем Центр осуществляет:

- мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия граждан на территории обслуживания;

- выявление и дифференцированный учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определение необходимых им форм помощи и периодичности (постоянно, временно, на разовой основе) ее предоставления;

- оказание гражданам социальных, социально-педагогических, юридических, психологических, медицинских, бытовых, торговых, консультативных и иных услуг при условии соблюдения принципов адресности и преемственности помощи;

- социальную реабилитацию детей-инвалидов;

- оказание помощи женщинам и детям - жертвам насилия в семье;

- участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

- привлечение государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, миграционной службы, службы занятости и так далее), а также общественных и религиозных организаций и объединений (ветеранских, инвалидных, комитетов Общества Красного Креста, ассоциаций многодетных, неполных семей и так далее) к решению вопросов оказания социальной поддержки населению и координацию их деятельности в этом направлении;

- внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости населения в социальной поддержке и местных социально-экономических условий;

- проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра.

Направления деятельности Центра могут корректироваться в зависимости от социально-демографической и экономической ситуаций в регионе, национальных традиций, нуждаемости населения в конкретных видах социальной поддержки и других факторов.

Осуществление медицинской, а также иных видов деятельности, отвечающих уставным целям, но требующих специального разрешения в соответствии с действующим законодательством, производится на основании лицензии.

Условия принятия, обслуживания и снятия с обслуживания граждан.

Социальное обслуживание граждан Центром может осуществляться на разовой, временной (на срок до 6 месяцев) или постоянной основе.

Зачисление на обслуживание производится на основании:

- личного заявления;

- заявления родителя(-ей), опекуна или попечителя;

- заключения специалиста по социальной работе;

- направления территориальных органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения и внутренних дел, а также общественных организаций и объединений;

- справки учреждения здравоохранения об отсутствии медицинских противопоказаний к обслуживанию.

Правом внеочередного принятия на обслуживание Центром пользуются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий на территориях других государств, а также труженики тыла. Правом первоочередного принятия на обслуживание Центром пользуются также супруги погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, не вступившие в повторный брак; лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; одинокие нетрудоспособные граждане и инвалиды, в том числе вынужденные переселенцы.

Противопоказаниями к принятию на обслуживание граждан Центром являются: психические заболевания в стадии обострения, хронический алкоголизм, венерические, карантинные инфекционные заболевания, бактерионосительство, активные формы туберкулеза, иные тяжелые заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

В период обслуживания в Центре в полустационарных условиях несовершеннолетние дети обеспечиваются питанием по нормам, установленным для детских домов-интернатов, а при обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных условиях - для домов-интернатов общего типа для взрослых.

Реабилитационно-оздоровительные мероприятия в Центре проводятся с учетом рекомендаций учреждений здравоохранения и индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Медицинские процедуры выполняются только по назначению врачей Центра или учреждений здравоохранения.

Снятие граждан с обслуживания производится приказом администрации Центра на основании личного заявления обслуживаемого гражданина, истечения сроков обслуживания, выявления медицинских противопоказаний, нарушений договорных условий оплаты за обслуживание, а также установленных норм и правил получения услуг или общественного порядка.

При отказе граждан от обслуживания при условии, что такой отказ может повлечь ухудшение их состояния, гражданам или их законным представителям должны быть разъяснены последствия принятого решения.

Работа по конкретным направлениям деятельности Центра обеспечивается его структурными подразделениями (отделениями). В состав Центра могут входить следующие отделения:

- организационно-методическое;

- консультативное;

- срочного социального обслуживания;

- торгового обслуживания малообеспеченных граждан;

- психолого-педагогической помощи семье и детям;

- помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- профилактики безнадзорности детей и подростков;

- дневного пребывания детей и подростков;

- реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями;

- социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;

- специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;

- дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов;

- временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Организационно-методическое отделение создается для:

- осуществления социального мониторинга на территории обслуживания Центром; составления "социального паспорта" территории обслуживания Центром;

- проведения анализа и прогнозирования социальных процессов на территории обслуживания Центром и выработки предложений по совершенствованию системы социальной защиты населения;

- изучения эффективности деятельности структурных подразделений Центра и внесения предложений по повышению ее качества;

- обобщения и внедрения передовых видов и форм социального обслуживания населения;

- разработки и распространения методических и информационных материалов по актуальным вопросам социальной защиты населения;

- решения вопросов повышения квалификации работников Центра;

- информирования населения, в том числе через средства массовой информации, о деятельности Центра.

Консультативное отделение создается в целях защиты прав и интересов граждан, их адаптации в обществе путем содействия в решении социальных, психологических и юридических вопросов, в связи с чем оно осуществляет:

- консультирование по вопросам социального обслуживания граждан;

- содействие в решении правовых вопросов, входящих в компетенцию органов социальной защиты населения;

- оказание психологической помощи, в том числе экстренной по телефону доверия;

- предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации, получения образования и трудоустройства инвалидов.

Обращение граждан в консультативное отделение может производиться как в открытой, так и в анонимной форме.

Отделение срочного социального обслуживания предназначается для оказания гражданам, вне зависимости от их возраста, остро нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности. Срочное социальное обслуживание может включать в себя следующие социальные услуги из числа предусмотренных Федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг:

- обеспечение граждан бесплатным горячим питанием, в том числе путем предоставления им талонов на питание, или продуктовыми наборами;

- выделение нуждающимся одежды, обуви и других предметов первой необходимости;

- оказание материальной помощи;

- оказание гражданам юридической помощи в целях защиты их прав, психологической поддержки;

- содействие в получении временного жилого помещения;

- предоставление иных услуг, обусловленных региональными особенностями и предусмотренных территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг.

Отделение срочного социального обслуживания должно располагать минимальным набором лекарственных средств и изделий медицинского назначения для оказания доврачебной медицинской помощи при условии соответствующего их хранения и учета.

Отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан предназначается для продажи товаров первой необходимости малообеспеченным категориям населения по льготным ценам. Данное отделение может организовывать:

- розничную торговлю товарами первой необходимости;

- обслуживание граждан по предварительным заказам;

- формирование наборов товаров первой необходимости к праздничным датам;

- обеспечение товарами граждан, направляемых отделением срочного социального обслуживания;

- выездную торговлю, в том числе по предварительным заявкам граждан;

- бесплатное распределение среди нуждающихся граждан товаров, поступающих по линии гуманитарной помощи;

- иные формы деятельности в сфере обеспечения товарами первой необходимости населения, не противоречащие направлениям деятельности Центра и действующему законодательству.

Снижение себестоимости продукции, реализуемой в отделении торгового обслуживания малообеспеченных граждан, может достигаться за счет:

- дотаций из местного бюджета, денежных поступлений из фонда социальной поддержки населения, банковских ссуд;

- закупок товаров непосредственно у предприятий-производителей;

- внебюджетных средств, получаемых Центром от оплаты социальных услуг и предпринимательской деятельности;

- продажи части товаров по рыночным ценам;

- средств, получаемых от предоставления льгот по аренде помещений, водоснабжению, электроэнергии и другим коммунальным услугам;

- освобождения от уплаты налогов, перечисляемых в местный бюджет.

Средний размер снижения стоимости товаров, реализуемых через отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан, может устанавливаться органами местного самоуправления (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) или учредителем. Конкретные цены на реализуемые товары утверждаются администрацией Центра.

Право на получение услуг, предоставляемых отделением торгового обслуживания малообеспеченных граждан, имеют граждане, проживающие на территории обслуживания Центром, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона, а также иные граждане, направляемые отделением срочного социального обслуживания. Продолжительность прикрепления граждан к отделению торгового обслуживания малообеспеченных граждан определяется заведующим в зависимости от нуждаемости в данном виде услуг и очередности на обслуживание.

При зачислении на обслуживание граждане представляют дополнительно справку о размере среднедушевого дохода. Размер среднедушевого дохода обслуживаемых граждан рекомендуется пересматривать не реже двух раз в год.

Продажа товаров может производиться по предъявлении гражданами именной карточки с указанием в ней сроков обслуживания, по спискам или разовому талону на право приобретения товаров. Оплата товара за наличные деньги производится с применением контрольно-кассовых машин.

Отделение психолого-педагогической помощи семье и детям может создаваться с целью:

- повышения психологической устойчивости и формирования психологической культуры граждан, в первую очередь в сферах межличностного, семейного и родительского общения;

- помощи гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата;

- содействия гражданам в преодолении конфликтных ситуаций и иных нарушений супружеских и семейных отношений;

- помощи гражданам, испытывающим трудности в воспитании детей, ознакомления с особенностями психологии детского возраста;

- предотвращения возможного эмоционального и психического кризиса у граждан;

- психологической адаптации граждан к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.

Отделение психолого-педагогической помощи семье и детям осуществляет:

- помощь гражданам в воспитании детей, обучении детей и родителей здоровому образу жизни, поддержании психического и физического здоровья, успешном разрешении семейных конфликтов и иных вопросов;

- патронаж семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия;

- психологическое обследование личности граждан, анализ поведения, тестирование для определения оптимального варианта психолого-педагогической помощи;

- психологическую коррекцию нарушений общения у детей, искажений в психическом развитии ребенка, неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми и подростками, неадекватных родительских установок воспитания ребенка, нарушений супружеских отношений;

- диагностику психофизического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка, изучение его склонностей и способностей, степени готовности к обучению в школе;

- психологические тренинги по снятию состояний тревожности, нервнопсихической напряженности у граждан, преодолению неадекватных форм поведения и другим направлениям;

- организацию деятельности групп взаимоподдержки, создание клубов общения, разработку и проведение циклов бесед, круглых столов и так далее.

Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, создается с целью оказания психологической, юридической, педагогической, социальной и иных видов помощи женщинам, находящимся в опасном состоянии для физического и душевного здоровья или подвергшимся психофизическому насилию.

Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, может осуществлять:

- социальный патронаж женщин, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

- мероприятия по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры женщин, в первую очередь в сфере межличностного, семейного и родительского общений;

- помощь женщинам в создании в семье взаимопонимания и уважения, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов и иных нарушений супружеских и внутрисемейных отношений;

- социально-психологическую помощь женщинам в адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.

Отделение профилактики безнадзорности детей и подростков создается с целью:

- социального патронажа дезадаптированных детей и подростков, склонных к асоциальным поступкам и противоправному поведению;

- социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Основными задачами отделения профилактики безнадзорности детей и подростков могут являться:

- выявление источников и причин социальной дезадаптации;

- проведение психолого-медико-педагогического обследования, направленного на установление форм и степени социальной дезадаптации;

- разработка индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации;

- привлечение к реализации программ социальной реабилитации учреждений, занимающихся коррекционной работой с детьми и подростками, органов образования, здравоохранения, внутренних дел, культуры, спорта и так далее;

- разработка рекомендаций и осуществление взаимодействия с семьями дезадаптированных несовершеннолетних для обеспечения преемственности коррекционно-реабилитационных мероприятий с ними в домашних условиях.

Отделение дневного пребывания детей и подростков предназначается для реализации программ их социальной реабилитации в полустационарных условиях. Дети и подростки посещают отделение дневного пребывания в свободное от учебы время. Продолжительность посещения должна соответствовать времени реабилитационного периода, определяемого индивидуальными программами.

В отделении дневного пребывания детей и подростков рекомендуется комплектовать реабилитационные группы численностью от 5 до 10 человек. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних.

В период нахождения в отделении дневного пребывания дети и подростки обеспечиваются горячим питанием и лекарственными средствами. В отделении дневного пребывания детей и подростков рекомендуется выделять помещения для медицинского кабинета и кабинета психологической помощи, для проведения учебных занятий, досуга и кружковой работы, а также столовой.

Отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями предназначено для реабилитации (психолого-социальной, социально-педагогической, социально-медицинской, социально-бытовой, социально-трудовой) в условиях дневного пребывания детей и подростков с отклонениями в физическом и умственном развитии, а также обучения родителей особенностям их воспитания и методикам реабилитации.

Основными задачами отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями могут являться:

- поэтапная реализация индивидуальных программ реабилитации совместно с учреждениями здравоохранения, образования, физической культуры и спорта;

- организация досуга и внешкольного образования в зависимости от возраста и состояния здоровья детей и подростков;

- обучение навыкам самообслуживания, поведения, самоконтроля, общения;

- проведение профориентации;

- работа с родителями в целях реализации преемственности реабилитационных мероприятий и адаптации детей и подростков в семье;

- оказание консультаций семьям, в том числе по вопросам предоставления им льгот и преимуществ.

В отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями целесообразно выделять помещения для учебных занятий, трудо- и игротерапии, медицинского кабинета, питания, досуга, а при наличии возможностей - для отдыха (сна).

Дети и подростки-школьники посещают отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями в свободное от учебы время в течение необходимого для реабилитации срока в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.

При зачислении в отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями дополнительно должны быть представлены документы о состоянии здоровья: история развития ребенка или амбулаторная карта подростка.

Из детей и подростков в отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями рекомендуется формировать группы численностью от 5 до 10 человек в зависимости от состояния здоровья, степени физического и умственного развития, а также возраста.

Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов создается для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях. Деятельность этого отделения должна быть направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержания их социального, психологического и физического статуса.

Обслуживание на дому граждан осуществляется путем предоставления им в зависимости от степени и характера нуждаемости социально-бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, а также оказания, по их желанию, дополнительных социальных услуг.

Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов создается для обслуживания не менее 120 граждан, проживающих в городской местности, и не менее 60 граждан, проживающих в сельской местности или городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства.

Обслуживание граждан осуществляется социальными работниками, состоящими в штате Центра. К обслуживанию граждан на дому могут привлекаться лица, в том числе не имеющие профессиональной подготовки, на условиях работы с меньшей нагрузкой, установленной для социальных работников, и пропорциональной оплатой труда.

При определении территории обслуживания и графика работы социальных работников следует учитывать необходимую частоту посещений обслуживаемых ими граждан (не реже 2 раз в неделю), характер и количество оказываемых услуг, компактность проживания, степень развития на территории обслуживания сети предприятий торговли, бытового обслуживания, учреждений здравоохранения, а также транспортных связей.

Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов предназначается для временного (до 6 месяцев) или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиях гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и страдающим заболеваниями, являющимися противопоказанием к принятию в отделение социального обслуживания на дому.

На специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов может быть возложено выполнение следующих задач:

- оказание гражданам квалифицированного ухода, социально-бытовой и доврачебной медицинской помощи на дому;

- наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых граждан и проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений имеющихся у них заболеваний;

- морально-психологическая поддержка обслуживаемых граждан и членов их семей;

- обучение родственников обслуживаемых граждан практическим навыкам общего ухода за больными.

Работу отделения рекомендуется осуществлять во взаимодействии с территориальными учреждениями здравоохранения и региональными организациями Российского общества Красного Креста.

Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов создается для обслуживания 60 граждан, проживающих в городской местности, и 30 граждан, проживающих в сельской местности или городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства.

Для оказания социально-бытовых услуг и доврачебной медицинской помощи гражданам на дому в штат вводятся должности социальных работников и медицинских сестер. На должности социальных работников принимаются лица, прошедшие соответствующую подготовку по установленной программе.

Территорию обслуживания и график работы социальных работников и медицинских сестер рекомендуется устанавливать с учетом тяжести состояния обслуживаемых граждан, характера оказываемых им услуг, компактности их проживания, транспортных связей, степени развития сети предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Периодичность посещения граждан медицинскими сестрами (не реже 3 раз в неделю) и социальными работниками (не реже 3 - 4 раз в неделю) устанавливается заведующим специализированным отделением социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.

К специализированным услугам, оказываемым специализированным отделением социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, могут относиться:

- оказание доврачебной медицинской помощи, вызов врача на дом, сопровождение обслуживаемых граждан в учреждения здравоохранения и посещение их в этих учреждениях в случае госпитализации;

- проведение медицинских процедур (измерение температуры тела, артериального давления, наложение компрессов, осуществление перевязок, обработка пролежней и раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм);

- осуществление подкожных и внутримышечных введений лекарственных средств в соответствии с назначением лечащего врача;

- оказание санитарно-гигиенической помощи обслуживаемым гражданам (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание, смена нательного и постельного белья);

- забор материалов для проведения лабораторных исследований;

- кормление ослабленных граждан.

Отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов относится к отделениям полустационарного типа и предназначается для оказания социальных, бытовых, культурных услуг гражданам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, предоставления им медицинской помощи, организации питания и отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни.

Оптимальная численность граждан, одновременно обслуживаемых отделением дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, составляет от 25 до 35 человек, а продолжительность обслуживания - не менее 2 недель.

В отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов могут выделяться помещения для медицинского кабинета, клубной работы, библиотеки, столовой (буфета) и так далее. Для организации отдыха граждан рекомендуется оборудование спального помещения с предоставлением им индивидуальных постельных принадлежностей.

Обслуживаемые граждане могут при их добровольном согласии и в соответствии с медицинскими рекомендациями участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных лечебно-трудовых мастерских или подсобных хозяйствах. Трудовая деятельность осуществляется под руководством инструктора по трудовой терапии.