Конфронтация

Конфронтация содержит потенциал как для продвижения роста и изменений, так и для ослабления клиента. Поскольку она действует очень сильно, для того чтобы применять конфронтацию, консультант должен обладать специальными навыками.

Конфронтационное поведение — тонкая процедура, требующая как чувства времени, так и чувствительности к восприимчивости клиента. Правильно проведенная конфронтация может помочь клиенту стать более интегрированным и последовательным в поведении и в отношениях с другими. Конфронтация должна осуществляться только в условиях доверия и заботы о клиенте и не должна использоваться как средство выражения гнева и фрустрации.

Конфронтация может происходить в нескольких формах. Она может использоваться для указания на несоответствие «между тем, что мы думаем и чувствуем, и тем, что мы говорим и делаем; между нашим видением самих себя и тем, как нас видят другие; между тем, кто мы есть и кем мы хотим быть; между тем, какие мы есть на самом деле, и тем, какими мы себе кажемся; между нашими вербальными и невербальными сигналами» (Egan,1975).

Эган приводит некоторые примеры таких несоответствий:

«Я подавлен и одинок, но я говорю, что все хорошо».

«Я верю в то, что люди должны принимать собственные решения, но я постоянно даю советы, как жить, моим детям».

«Я считаю себя остроумным, а другие полагают, что я язвителен».

«Я хотел бы быть хорошим студентом, но я слишком медлительный, поэтому гуляю каждую ночь и не занимаюсь».

«Я страдаю от излишнего веса, когда на самом деле другие видят, как я хорошо сложена».

«Я говорю «да» своим поведением и одеждой и все же держу других на расстоянии и боюсь физической близости».

«Я говорю, что хочу слушать и быть полезным для других, но при этом постоянно доминирую в разговоре».

Конфронтация может также использоваться, чтобы помочь клиентам увидеть вещи такими, какие они есть, а не воспринимать разные ситуации, исходя из своих потребностей. Другими словами, консультант может помочь клиентам обрести альтернативную структуру представлений, позволяя им прояснить искажения в опыте. Вот пример искажения восприятия:

«Мой муж устроился на работу, требующую постоянных разъездов, потому что он не любит меня».

В ситуации супружеского консультирования консультант мог бы возразить на это послание, указав клиентке на то, что муж любит ее, но их финансовая ситуация такова, что он вынужден предпринять что-то, чтобы остаться платежеспособным, даже если это потребует, чтобы он находился далеко от дома.

Другое использование конфронтации должно помочь клиентам понять, в каких случаях они уклоняются от проблем или игнорируют обратную связь со стороны других. Когда клиент уклоняется от проблемы, консультант может противостоять ему таким высказыванием:

«Мы провели уже две сессии, и вы ни разу не подняли одну проблему, которую упоминали как наиболее беспокоящую вас, — ваши половые отношения с женой. Каждый раз, когда мы приближаемся к этой теме, вы меняете тему разговора. Я задаюсь вопросом, стоит ли ее развивать».

Когда клиент игнорирует обратную связь, консультант мог бы сказать:

«Я слышал, как Джоан сказала, что ей трудно почувствовать близость к вам, потому что вы очень сухо говорите о ваших переживаниях, но я не слышал, чтобы вы отреагировали на этот комментарий. Что вы ответите на ее высказывание?»

Когда следует применять конфронтацию? Мы предлагаем руководствоваться следующими принципами: вступайте в конфронтацию, когда

1) вы желаете сблизиться с клиентом;

2) отношения уже построены, и уровень доверия клиента к вам достаточно высок;

3) конфронтация должна опираться на подлинную заботу о росте и изменении клиента. Конфронтация не должна использоваться для удовлетворения потребностей консультанта.

Исследованию конфронтации было посвящено немного исследований. Каул, Каул и Беднар (Kaul, Kaul, and Bednar, 1973) изучали отношения между самораскрытием клиента и конфронтацией консультанта. Они нашли, что конфронтирующие консультанты не достигали большего самораскрытия клиента, чем спекулятивные консультанты, вне зависимости, кто оценивал: эксперты или сами клиенты. Когда Беренсон и Митчелл (Berenson and Mitchell, 1974) исследовали конфронтацию, они обнаружили, что она была полезной, и сделали вывод, что конфронтация помогает клиентам скорее видеть и переживать проблемы, чем просто понимать их. Исследования конфронтации довольно неопределенны, поэтому конфронтацию следует использовать осторожно и внимательно.