Северные крестовые походы (1147 —1411)

· «…придут жрецы Чужеземные в земли Расы Великой под видом торговцев и сказителей, и лживые легенды принесут они, и станут учить жизни неправедной людей Расы Великой, не ведающих Зло и Обман... И многие люди совратятся, попав в сети Лести и Обмана, и променяют Мир Прави на девять пороков: распутство, ложь, самолюбие, бездуховность, жестокость, бессердечность, невыполнение долга, нерешительность, лень и чревоугодие…

(Славяно-Арийские Веды)

· «И спросил Андрей Ионин, ученик Его: “Равви! каким народам нести благую весть о Царствии Небесном?” И ответил ему Иисус: “Идите к народам восточным, к народам западным и к народам южным, туда, где живут сыны дома Израилева. К язычникам севера не ходите, ибо безгрешны они и не знают пороков и грехов дома Израилева».

(Евангелие от Андрея гл.5 ст.1-3)

Содержание:

Приходят крестоносцы и говорят: «вы не в того Бога веруете, поэтому мы пришли вас убить». «Но мы мирные люди и хотим жить» – отвечают им люди. «Нет, вы умрете. Мы всех вас принесем в жертву Гроба господнего» - следует ответ от крестоносцев. Мужчин варят в котлах, детей нанизывают на вертело, и обжаривают в шашлык, женщин берут для развлечений, которые заканчиваются для всех них смертельным исходом. Крестовые походы на юг, крестовые походы на север. Горы трупов, горе в семьях. Десятки лет забот, внимания, необходимы, чтобы привести в этот мир человека, и секунды нужны, чтобы лишить его жизни. С каким большим трудом входит в наш мир человек, и с какой легкостью его можно вывести из него. Крестовые походы... Кругом льется кровь, уничтожаются целые народы, многих из них история уже давно забыла... Как могла родиться такая жестокая и бессердечная религия? Как могли руководство и носители христианства додуматься создать таких кровожадных рыцарей – бессердечных роботов-убийц, не имеющих ни сострадания, ни сочувствия, ни совести, ни чести?

Автор: Валентин Кривонос, Днепропетровск, Украина.


Предисловие
-- Роды Расы
-- Официальная цель походов


Венедский крестовый поход (1148)


Ливонский крестовый поход на славян Прибалтики (1193—1230)
-- Поход на ливов и латгалов (1198—1209)
-- Поход на эстов (1208—1227)
-- Поход на Сааремаа (1206)
-- Война с куршами и земгалами (1219—1290)


Датский крестовый поход в Эстонию (1219). Эстляндия


Крестовые походы против Пруссии
-- Провалившийся крестовый поход (1222).
-- Второй не удачный поход крестоносцев (1228)
-- Поход крестоносцев Тевтонского ордена (1230)
-- Поход на словянскую Помезанию (1233)


Второй поход крестоносцев в Литву (1236).
-- Битва при Сауле (1236)
-- Поход на вармийцев, бартов и наттангов (1238—1240 )
-- Неудачный поход крестоносцев на Самбию (1252 год)
-- Второй крестовый поход на Самбию (1253-1255)
-- Великое прусское освободительное движение (1260–1274)
-- Крестовый поход на ятвягов
-- Контрудар. Ятвяги с литвой на крестоносцев (1276).
-- Падение ятвягов (1277)


Третий поход крестоносцев на Литву (1283).
-- Жямайтия


Пик могущества ордена крестоносцев (1351 - 1382).
-- Договор Литвы и Польши (1385)
-- Ответный поход новгородцев на Орден меченосцев (1234)


Поход Ливонского ордена на Русь (1240 – 1242)


Битва крестоносцев с Золотой Ордой под Ворсклой (1399)
-- Предыстория. Планы сторон
-- Состав войск Витовта
-- Ход битвы
-- Последствия.

Предисловие

Северные крестовые походы — это войны 1147 —1411 годов, солдатами которых была христинизированная часть европейских славян (ибо носителей христианства и чиновников не набирали в солдаты, а торгаши и лжесказатели откуплялись от участия в военных компаниях). Из них в каждом государстве или княжестве создавались свои отряды крестоносцев. И при необходимости с дальнейшим объединением в Орден. Немецких, датских, шведских, польских, моравских рыцарей вели против тех же, но не христининизованных славян, живших ещё не на покоренных христианством территориях. По своей сути – это были братоубийственные войны среди славянского населения Европы, организованные носителями чужой для славян религии, папой, византийскими царями и заезжими торгашами.

Роды Расы

Всегда употребляется слово – славянин, но если быть точнее, то - роды Расы. По накопившихся за последнее десятилетие археологических данных и новых, более эффективных методов генетических исследований,

  • В науке произошел грандиозный скачек в технологии генетических исследований. На смену экспертизе по - не относящейся к человеку митохондриальной ДНК, пришла экспертиза ядерной ДНК. Это позволило работать с высокой вероятностью данных, без погрешностей. Теперь можно отследить все мутации, происходившие с ДНК на протяжении десятков тысячелетий. Эта технология позволила строить диаграмму, напоминающую ветвящееся дерево. К анализу данных ДНК о той или иной гаплогруппы успешно подключилась новая область генетики – ДНК-генеалогия. В её аппарате можно путём анализа мутации и скоростей мутаций рассчитывать время существования общего предка – общего у любых двух и более гаплогрупп.

историческая наука утверждает, что спокон веков эти роды населяли: всю Европу (Великая Расения) и Великая Тартария (Западная и Восточная Сибирь, нынешняя Монголия [в прошлом зеленый край с полными вод реками], Север Индии, Тибет, Север Китая [белые перамиды], северные земли нынешних Афганистана, Пакистана, Ирана и Ирака. Вот перечень представителей родов Расы из Славяно-Арийских Вед:

  • Род Арийцев
    • х'Арийцы - обладали зелёным цветом глаз и светло-русыми волосами
    • да'Арийцы - имели серебряный (серый, стальной) цвет глаз и светло-русые, почти белесые, волосы
  • Род Славян
    • Рассены - имели огненные (карие, светло-коричневые, желтые) глаза и темно-русые волосы. Цвет глаз зависит от того, какое Солнце светило людям этих Родов на их родных Землях в процессе их эволюции
    • Святорусы - имели небесный (голубой, васильковый, озерный) цвет глаз и волосы от белесого до темно-русого.


На этой древней фреске изображен представитель Белой Расы - да'Арийцев,
дающий наставления молодому финну (из финского народного эпоса Калевала)

 

Первой страной, которую создали роды Расы - Гиперборея. В сочинениях римских и греческих историков-биографов, говорится, что в Гиперборее процветали высокая мораль, искусство, религиозно-эзотерические верования и различные ремесла, необходимые для обеспечения потребностей страны. Было развито земледелие, животноводство, ткачество, строительство, горнорудное, кожевенное, деревообрабатывающее производства. У гипербореев был сухопутный, речной и морской транспорт, оживленная торговля с соседними народами, а также с Индией, Персией, Китаем, Европой.

Вот что дословно говорится в "Естественной истории" (IV, 26):

  • "За этими Рипейскими [Уральскими] горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами.

В священной книге зороастризма — Авесте повествуется:

  • На севере Молочного моря есть большой остров с названием Шветадвипа (Светлый, Белый остров). Он расположен в 32 тыс. йоджан к северу от Меру. Там живут "благоуханные белые мужи, удаленные от всякого зла, к чести-бесчетию равнодушные, дивные видом, преисполненные от всякого зла, крепки, будто алмазы, их кости". Богу, распростершему Вселенную, они любовно служат.
  • На этот Белый остров Зевсом был сослан его отец - бог Крон, где и сейчас находится его усыпальница. Страна блаженства располагалась от Урала до Таймыра.
  • В этих землях было не холодно и не жарко. Люди жили здесь до 1000 лет, отмеченные всеми добрыми знаками, сияющие, как месяц, они проникали в Знания тысячелучистого вечного Бога. Античные авторы (Аристей, Геродот, Плиний и др.) называют этот народ гипербореями. Ее жители не знали войн и раздоров, нужды и горестей. Питались они плодами растений, знали минеральную пищу, но могли сохранять жизненную силу, вообще не принимая пищу (обменно-восстановительные процессы в организме происходили за счет потребления энергии Солнца).

 

Официальная цель походов.

Северные крестовые походы были организованные против:

  • северо-балтийских славянских народов - финнов, карелов, ливов, водь, эстов,
  • южно-балтийских славян (которых немцы называли вендами) – бодричей, полабов (входившее в племенной союз ободритов – бодричи-лютычи), поморян, лютичей,
  • восточно-балтийских славян - пруссов, жмуть, ятвягов, литовцев, куршей, земгалов и жемайтов
  • крестовые походы шведских и германских рыцарей против нескольких русских княжеств. Дальнейшее продвижение рыцарей на всю остальную Русь, остановила подоспевшая Золотая Орда из сибирских славян Великой Тартарии (http://www.yoga-eurostyle.org/nova/bel-ras/we_is_who.html)

Официальной целью была христианизация и искоренение Ведического ПравоСлавия – древнейшей праславянской религии родов Расы, а подчас и самого этого этноса с расистскими призывами на уничтожение. Были захвачены славянские земли в:

  • Поморье, Пруссии, Восточной Прибалтике, Юго-Западной Финляндии, Западной Карелии

и активно колонизировались заезжими торгашами и лжесказителями. Образовывались новые государственные структуры, активно участвовавших в завоеваниях, как, например:

  • немецкие герцогство Мекленбургское, маркграфство Бранденбургское, владения Тевтонского
  • Ливонского ордена

Коренное славянское население подвергалось насильственной христианизации и нередко прямому истреблению расистскими идеологами. На завоёванных крестоносцами территориях, иногда на месте прежних поселений, возникали новые города и укрепления:

  • Рига, Берлин, основанные немцами,
  • Ревель — датчанами,
  • Выборг — шведами
  • и др.

Некоторые из них, как, например, Рига, были важными форпостами католической церкви, резиденциями архиепископов. Не всех своих целей крестоносцы достигли: Великое княжество Литовское и Жемайтия смогли отстоять свою независимость и в решающей Грюнвальдской битве Орден проиграл. В феврале 1411 года в городе Торунь, Торуньский мир и Мельнский мир обязали Орден вернуть Литве Жемайтию и часть земель йотвингов (Занеманье).

***

На этом закончились Северные крестовые походы. Но решающую роль в этом сыграла Золотая Орда. Она подорвала силы крестоносцев, после чего рыцари так и не смогли подняться на прежний уровень военного могущества, уровень с которого крестоносцам удалось бы одолеть Великое княжество Литовское и Жемайтию.

  • Лжеистория затушевала реальные исторические события. После наведения порядка в Киеве, (среди распоясавшейся, наглой части носителей христианства)
    • На своём совете попы решили не впускать Орду в Киев и убили мирних послов, которых хан Менгу прислал на переговоры (1239 год). Расстроенный, через жестокость хосителей християнства, хан ушей от Киева. Через год, в 1240 году, пришёл сам Батый с войском. За пролитую кров дипломатов, Киев был разграблен полностью, как и иудейско-хазарская Рязань Московщины.

Орда разделилась: одна часть пошла на Северную, Польскую группировку крестоносцев и разгромила её, другая – вышла в Южном направлении и через Болгарские земли погнала крестоносцев почти до самого «папского царства». И не только эти события лжеисторики тщательно скрыли от человечества...

[Смотреть документальный Фильм "Снимая маски с мифа о татаро-монгольском иге", 1 час 27 минут (330 Мб), по ссылке:http://www.youtube.com/watch?v=_G67179XuSY или аудио (19 Мб):http://www.yoga-eurostyle.org/nova/malunky/mif-tatar_v.3.mp3]

***

Венедский крестовый поход (1148)

На протяжении Средних веков немцкие летописцы обобщённо называли вендами все соседние с ними славянские народы: лужичан, лютичей, ободритов (проживавших на территории современной Германии), словаков и поморян, (кроме чехов и поляков). В датских летописях под именем «венды» обычно фигурируют полабские славяне (в частности руяне), и поморяне, с которыми вел войны датский король Вальдемар I Великий. В настоящее время вендами немцы называют лужичан — потомков коренного славянского населения Германии, и иногда кашубов — потомков поморян.

Венедский крестовый поход относят ко Второму крестовому походу, как захватнический поход христианских орденов саксонии, дании и польши против славянских родов - венедов (бодричи и лютичи, проживавших на территории между Эльбой, Траве и Одером). Центром был Ратибор. Главным славянским божеством у венедов была Жива, а местами совершения культовых мероприятий у них были, как и у всех славян Руси, священные рощи.

  • Захватнический поход европейских (главным образом германских) феодалов против полабско-прибалтийских славян. Происходил с целью обращения в христианство славян одновременно со вторым крестовым походом в Палестину. Инициаторами похода были саксонские духовенство, торгаши и феодалы, стремившиеся снова захватить обустроенные славянские земли за рекой Эльба (Лаба), утраченные ими после освободительных восстаний славян 983 и 1002.

    Крестовое войско саксонского герцога Генриха Льва попыталось захватить земли бодричей, но под руководством князя Никлота бодричи предприняли активные действия против крестоносцев, вынудив их к миру. Другое крестовое войско, руководимое Альбрехтом Медведем, действовавшее против лютичей и поморян, также не добилось успеха. Однако в 50—60-х годах XII века германские феодалы возобновили свой натиск и захватили земли лютичей и бодричей.


Карта VI века


Карта IX века


Карта VIII – X вв. Союзные республики Западных славян – бодричей и лютичей.

Мотивы, двигавшие крестоносцами - идейно-религиозные убеждения, так как славяне отождествляли христианство с рабством и иностранным господством, что делало невозможной миссионерскую деятельность. Ещё в 1107—1108 годах в связи с успешными итогами Первого крестового похода появились первые призывы торгашей и лжесказителей Саксонии наехавших туда после христианизации части саксонского государства, завистно поглядывавших на процветающих, трудолюбивых венедов и страстно претендовавших на их хорошо обжитые и обустроенные территории, к крестовому походу против этих, нехристианского вероисповедания славян. Эти призывы, по сути, содержали просто идею захвата земель

  • «...их земля богато одарена мясом, мёдом и мукой»

Двумя рейхстагами — в Шпейере (1146 год) и Франкфурте (1147 год) окончательно было принято предложение отправиться с походом вместо Палестины на венедов. Это выглядело на почве все тех же лживых обвинений, содержащих в форме клеветы описания «бедствий христианского населения и церкви, которые приносили язычники и их набеги». В них выдвинуты требования не обращения язычников в веру, а их покорения.

  • так как славяне отождествляли христианство с рабством и иностранным господством, что делало невозможной миссионерскую деятельность

Пропаганда крестового похода, для большей надежности, шла по нескольким направлениям, по:

  • 1. Идейному. Поход представить, как освободительную войну с целью возврата христианских земель (но сделать это можно было только прибегнув ко лжи и клевете) - «Ибо это наш Иерусалим, изначально свободный, низведённый в раба жестокостью язычников».
  • 2. По материальному. Призыв к крестовому походу с элементом материального вознаграждения (представлен со всей отчётливостью) - «Если крестоносцы пожелают, они могут завоевать самую лучшую страну для поселения. Хотя язычники скверны, их земля богато одарена мясом, мёдом и мукой».
  • 3. С применением угроз. И тут же Папа Евгений III пообещал участникам крестового похода на венедов отпущение грехов и пригрозил отлучением от церкви тем, кто не сдержит свой «обет крестоносца».
  • 4. По расистскому. А Бернар Клервоский (был один из ведущих мыслителей католической церкви того времени) призывал к уничтожению вендов, как народа, natio deleatur, что преподносится как категорический девиз «Крещение или смерть».

Источники указывают, что крестовый поход продлился три месяца. Так, на земли вендов вторглось 10 тысяч немецких христиан, 10 тысяч датских христиан и 20 тысяч польских христиан. Среди немецких крестоносцев были:

  • Генрих Лев, Альбрехт Медведь со своими сыновьями,
  • герцог Конрад I Церингенский,
  • пфальцграф Герман фон Шталек,
  • пфальцграф Фридрих Саксонский,
  • маркграф Конрад I Мейсенский,
  • Хартвиг I фон Штаде,
  • граф Амменслебена Оттон и граф Адольф II Гольштейнский.
  • Кроме того, в походе принимали участие моравские князья-христиане Отто Сватоплук и Вратислав.

Со стороны служителей церкви, для поднятия морального духа и идейного вдохновения, в крестовый поход отправились носители христианства:

  • архиепископы Гамбурга-Бремена и Магдебурга,
  • епископы Бранденбурга, Хальберштадта, Хафельберга, Мерзебурга, Мюнстера и Вердена,
  • епископ Генрих Ольмюцкий
  • и аббат Вибальд Корвейский.

Против земли бодричей и их правителя Никлота, населявших северные и восточные части современной Германии, выступило два войска рыцарей-крестоносцев:

  • одно возглавлял Генрих Лев,
  • а другое — Альбрехт Медведь,

и они вторглись на славянские земли с разных сторон. Зная о подготовке крестового похода, в конце июня 1147 года, Никлот совершил упреждающий внезапный удар по колонистам на южной Эльбе, захватив их имущество и взяв пленных. Но это не спасло их от грядущего порабощения. Начало военным действиям было положено утро 26 июня 1147 года, когда военный флот бодричей напал на Любек. Держа слово, данное графу Адольфу, Никлот сообщил ему о нападении на Любек за день до этого. Гельмольд из Бозау сообщает, что погибло 300 человек. Поселение было разгромлено, а осада любекской крепости продолжалась в течение трёх дней. Конница бодричей громила посёлки саксонских христиан и ушла с территории только после того, как получила известие о том, что граф Адольф собирает войска. Крестоносцев в это время там не было, и графу Адольфу понадобилось несколько дней, чтобы собрать войско. Нападение бодричей стало ещё одним оправданием для крестового похода с целью защиты христианских земель. Новость о том, что славяне первыми начали войну, быстро распространилась и ускорила начало крестового похода.

С войском крестоносцев под руководством Альбрехта Медведя, вторгшимся на территории северных лютичей и поморян, выступили:

  • Конрад I Мейсенский,
  • архиепископ Магдебурга,
  • Ансельм Хафельбергский
  • и Вибальд Корвейский.

Войска перешли через Хафельберг и Мальхов, разорив там славянские святилище, и осадили крепость Деммин. Оттуда крестовое войско или, вероятнее, его часть направилось в Штеттин и также взяло его в осаду. В боях согласно анналам Винценца Пражского немецкие рыцари понесли серьёзные потери. Осаждённые, уже несколько поколений назад подвергавшиеся христианизации миссионерами, взывали к имперским епископам, состоявшим в войске о прекращении кровополития. Наступление было приостановлено. Последовавшие переговоры привели к заключению мира. На встрече летом 1148 года поморянский князь Ратибор и саксонские князья исповедались. Принесли клятву бороться за христианскую веру, потому что вопрос стоял жестко, «крещение или смерть».

О северном Крестовом походе под руководством Генриха Льва известны только события вокруг крепости Добин. 18-летний Генрих Лев, своим войском, в котором присутствовал архиепископ Бремена Адальберт, направился в Добин и осадил крепость. Среди осаждавших Добин были и датские войска. Однако, по словам Гельмольда из Бозау, они были столь неумелы в военном деле, что своей атакой привели к потерям среди крестоносцев. Предположительно в Добине также состоялись переговоры по образцу Деммина с крещением или как минимум символическим крещением осаждённых и освобождением пленных.

Славяне избегали открытых сражений и уходили в подготовленные крепости, скрывались в лесах и болотах. В истории Штеттина известно о попытке использования славянами дипломатических средств. На крепости были установлены кресты, а к крестоносцам отправлены послы, среди которых был епископ, которые, ссылаясь на Отто Бамбергского, заявили, что уже являются христианами и что для укрепления веры лучше вести миссионерскую деятельность, а не крестовый поход. После этого начались мирные переговоры. Известно, что руяне пытались прийти на помощь братьям-славянам соседям-бодричам.

  • Руяне (раны) — западные славяне, населявшее с VI века остров Рюген (Руян).Руяне (нем. Rujanen), или рузы - велеты о. Рюген (лат. Rugia, Ruzia) и ближайших к нему районов континента.[1] В написанном на латыни «Баварском географе» (829–50), рузы упомянуты как Ruzzi.[3][4][2] В период средневековья их относили к полабским славянам. В средние века латвийские авторы часто путали рузов с руссами (русскими),[5] так как и одни и другие были одних родов. Религиозным центром руян было святилище Аркона, в котором почитался бог Святовит. Эти славяне относились к роду – Святорусов, так как обладали голубыми глазами и имели цвет волос от белесого до темно-русого. В 1168 датский король Вальдемар I разрушил их культовую крепость Аркона, а святилище Святовита было уничтожено. Руяне утратили свою независимость. В 1234 году руяне освободились от датского владычества и расширили свои владения на побережье. В 1325 году умер последний руянский князь Вицлав (создавший ряд лирических песен и дидактических стихотворений-шпрухов). В 1404 году умерла Гулицына, которая,вместе со своим мужем, принадлежала к последним жителям Руяна, говорившим по-славянски.

Руяне напали на плохо охраняемый датский флот, стоявший на якоре у Рюгена, и заставив датчан вернуться домой. Польские крестоносцы вели военные действиях на неподвластных им территориях Поморья.

В итоге многие указывают на безрезультатность крестового похода на славян, однако к такой оценкой выступают священники, и потому в своих записях они отразили своё разочарование исходом кампании. Так, Гельмольд из Бозау сообщает, что венеды не воспринимали крещение с должной серьёзностью. Он также критикует саксонских торгашей и лжесказителей, занятых вопросами личной выгоды – обогащения, и «недостаточно серьёзно отнесшихся миссии борьбы с язычеством». Очевидно, что крестовый поход на славян в 1147 году имел свои результаты, возможно, не столь масштабные, как хотелось бы церкви. Результаты для церкви выразились в строительстве новых церквей и монастырей.

В военной кампании против венедов 1147 года первой жертвой крестоносцев стал венедский Мальхов, затем Дымин и Щецин. Порабощение этих славян, фактически, затянулось до XVI века.

Ливонский крестовый поход на славян Прибалтики (1193—1230, с перерывами)


Карта средневековой Ливонии в 1260-х годах.

Поход на ливов и латгалов (1198—1209)

  • Ливы (латыш. lībieši, др.-рус. либь) — это одна из ветвей финно-угорского народа населявший территорию современной Латвии , с древних времен (традиционно относят к III тысячелетию до н. э.). Прибыли в Прибалтику с древнеславянских земель - восточного и северо-восточного направления. Древнейшее упоминание о ливах принадлежит русскому летописцу, называющему их «либь».
    • Книжники и фарисеи (лжесказатели), которые по всему миру перекручивали понятия, и события лихо подменили название с либь на ливь (возможно, к более им родному слову – левиты). Но это было только в книгах. Как бы там нибыло, но славянский этнос имевший название от древней славянской – Либедь, стал вдруг – ливом; точно так же, как поволжские тартары [булгары] – татарами).

Ближайшие родственные ливам — современные эстонцы, рыбаки острова Сааремаа, и водь (проживающие сейчас в деревнях Ленинградской области). Полноценная и довольно многочисленная этническая община либских славян, сохранялась до нашествия крестоносцев. После чего началась их постепенная этноязыковая ассимиляция с торгашами и заезжими с Ближнего Востока носителей христианской философии. При непосредственном участии «ливов» сформировались современные латыши.


Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века ( более качественное изображение: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Slav-7-8-obrez.png?uselang=ru)

  • Латгалы, также Летгалы или Летты[1] (латыш. latgaļi, letgaļi, leti) — восточно-балтские народы, населявшие восток современной Латвии, расселившись в нижнем течении р. Западная Двина, по соседству с финно-угорским этносом ливов, эстов. Название латгалов дало название всему латышскому народу - латыши.


Государственные образования латгальцев, IX—XIII век (более качественное изображение: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Latgalu_teritorija.jpg)

В IX—XI вв. в долине Даугавы возникают латгальские города, на левобережье — со смешанным латгальско-селским (Селпилс), на правобережье — частично c cелским населением (Асоте, Кокнесе, Ерсика и другие). Оказавшись под крестоносцами приняли сначала католицизм, а с середины XVI века — лютеранство. После XIII века латгалы составили ядро формирующейся латышской народности, слившись с селами, земгалами, ливами икуршами. В 1200 году немецкие христиане основали (нынешняя территория Эстонии и Латвии) укрепление Рига, а через два года создали «Орден меченосцев» (или ещё - Ливонское братство воинов Христа) под «чутким» руководством епископа Альбрехта фон Буксгевдена. В 1207 году Орденом крестоносцев был захвачен Кокнесе — центр одного из русских удельных княжеств в Ливонии. Князь Вячко, покидая крепость, сжёг её.

В 1208 году крестоносцами были захвачены славянские города Саласпилс и Селпилс. В том же году христианские варвары подчинили правителей латгальских княжеств Талава, Сатекле и Аутине и создали отряды крестоносцев. Они вошли в военный союз с Орденом меченосцев. Епископ начал строительство Венденского замка. В 1209 году епископ Альбрехт с помощью объединенных сил воинства христового захватил Герсик. В 1214 году завоёвано Княжество Талава и стало вассалом Рижского архиепископства

  • в 1224 году было поделено между Архиепископством и Орденом крестоносцев.

В результате Владимир полоцкий (потомок рода Изяслава Владимировича, учавствовавший в отравлении князя Киевского Владимира Великого) потерял Ливонию, которая полностью перешла под контроль епископа. Владимир полоцкий так любил деньги, что не мог стерпеть прекращение поступления дани от ливонцев. Стремясь получить её обратно, князь в 1215 году стал готовится к войне против епископа, которому донесли об этом. Очень скоро полоцкий князь был отравлен и умер.

Поход на эстов (1208—1227)

Крестоносцы были уже достаточно сильны,

  • при поддержке новообращённых в христианство ливских и латгальских славян. Их широкомасштабно загоняли в состав варварского воинства крестоносцев для сражения со своими братьями славянами, на еще не оккупированных христианством землях

чтобы одновременно начать войну и против эстов, которые в то время были разделены на восемь больших и семь маленьких княжеств, слабо сотрудничающих друг с другом.


Княжества древней Эстонии.

  • Эсты (лат. Aesti) — принятое в западноевропейских фарисейских источниках лженазвание славянского населения современной Эстонии[1], т.е. эстонцев. В древнерусских источниках они имеют экзоэтноним «чудь». Кому было выгодно не только разделить славянские народы, но и подменить их имена? Эсты (т.е. эстонцы), как народ финно-угорского происхождения впервые описаны в ливонских хрониках XIII века (в частности, у Генриха Латвийского). Название им фарисеи «прилипили» - от термина «восток», «ост» (то есть «Восточная земля» — Эстланд). Так и получилось, вместо чудь – эсты. Cовременные эстонцы взяли этот книжный термин для обозначения своей нации лишь c XIX века (в период «национального возрождения»). В местной традиции лат. Aestiмутировало в «ээстласед». До этого они сами себя именовали «маарахвас» (эст. maarahvas, букв. «земляки», «народ земли», «сельский народ», «крестьянское простонародье»).

В 1208 году крестоносцы начали набеги на земли Сакала и Уганди в Южной Эстонии. Эсты яростно сопротивлялись атакам из Риги, и при случае сами устраивали набеги. В 1213 году эсты и орден заключили трёхлетнее перемирие с перевесом в пользу крестоносцев.

21 сентября 1217 года крестоносцы предприняли новое сражения при Вильянди. Поход организован орденом меченосцев, крещеными славянами - ливами и латгалами против коалиции земель (маакондов) Эстонии. Сражение при Вильянди — одно из ключевых сражений между орденом меченосцев (во главе с Каупо и при участии Бернарда II и Волквина) и эстами (во главе с Лембиту), произошедшее близ местечка Вильянди 21 сентября 1217 года, когда крестоносцы пытались силой покорить Эстонию[1]. В этом бою пал ливонский вождь крестоносцев Каупо и Лембиту, правитель Сакала, который возглавлял союз эстов.

  • Со стороны Эстонии выступила коалиция из шести основных земель (маакондов) континентальной Эстонии: Рявала (Ревель), Ляэнемаа (Роталия у Генриха), Харьюмаа (Гариэн),Вирумаа (Вирония), Ярвамаа (Гервен) и Сакала. И только земля Уганди (Унгаврия) не участвовала в битве: в 1215 году в ходе девятикратных рейдов крестоносцев и леттов её население было практически полностью истреблено[2]. С 1216 года она уже была подчинена немецкому крестовому Ордену. Армия коалиции насчитывала около шести тысяч солдат. Эстонцы рассчитывали на помощь русских войск, но они не успели принять участие в битве. Против эстов выступила трехтысячная армия ливонских крестоносцев, состоявшая из войск рижского епископа, крестоносцев графа Альберта из Голштинии, ордена меченосцев и ополчения из крещеных славян - ливов и латгалов .

В ходе сражения крестоносцы нанесли эстам сокрушительное поражение. Суммарные потери коалиции составили более 1000 человек, не считая эстов, погибших пытаясь скрыться в лесу. Немцкому Ордену в качестве трофеев достались около двух тысяч боевых коней. Эта победа крестоносцев во многом предопределила дальнейшую судьбу Центральной и Южной Эстонии, которые в ближайшие два года были также покорены. Не случайно, в конце XIII века, автор средневековой Ливонской рифмованной хроники расценивал битву как решающий эпизод в завоевании эстонских земель. Поэт писал, что после этого сражения эстов принудили платить церковную десятину, строить замки и церкви, хотя

  • «редко делали это без принуждения господ и охотно избавились бы от этого бремени, даже если бы им пришлось терпеть муки ада».

С 1219 года эсты стали обращаться к русским князьям за помощью против крестоносцев. В 1219 году 16-тысячное русское войско во главе с Владимиром Псковским и сыном киевского князя Всеволодом Мстиславичем и в 1222 году 12-тысячное во главе со Святославом Всеволодовичем (в союзе с литовцами) вели военные действия против Ордена, но безуспешно.

15 августа 1223 года пал Вильянди, где находился русский гарнизон. Генрих Латвийский пишет:

  • «Что касается русских, бывших в замке, пришедших на помощь вероотступникам, то их после взятия замка всех повесили перед замком на страх другим русским...»

Между тем старейшины из Саккалы посланы были в Руссию с деньгами и многими дарами попытаться, ещё раз призвать королей русских на помощь против крестоносцев.

  • «И послал король суздальский своего брата, а с ним много войска в помощь новгородцам; и шли с ним новгородцы и король псковский со своими горожанами, а было всего в войске около двадцати тысяч человек[1]».

Ярослав Всеволодович с 20-тысячным войском вторгся в Эстонию и осадил Ревель. Затем он поставил Вячко князем в город Юрьев. Вячко проявил себя храбрым полководцем, отразил несколько нападений крестоносцев. Однако в 1224 году погиб при обороне Юрьева от ордена крестоносцев - русское войско не успело подойти на помощь. Оно дошло только до Пскова, когда получило весть о падении крепости.

В 1224 году Орден меченосцев сделал Феллин своей штаб-квартирой. Другими укреплёнными пунктами Ордена стали Венден, Зигвальд и Ашераден. В период между 1225 и 1227 годами Генрих из Леттии составляет «Ливонские хроники» («Chronicon Livoniae»), в которых подробно описывает обращение в христианство куршей, ливов, латгалов и эстов в 1180—1227 годах.

Поход на Сааремаа (1206)

Последним эстонским княжеством, продолжавшим сопротивление варварам, был остров Сааремаа (Эзель). В 1206 году датские крестоносцы, под предводительством короля Вальдемара II и лундского епископа Андерса Сунесена, высадилась на острове и предприняла безуспешную попытку основать опорный пункт.В 1216 году Ордену меченосцев и епископу Теодорих огромными соединёнными силами удалось ворваться на остров по замёрзшему морю. В ответ следующей весной эзельцы совершили набег на земли Латвии, находившиеся под Орденом крестоносцев. В 1220 году шведские крестоносцы, под управлением короля Юхана I и Линчёпингского епископа Карла Магнуссона, захватила замок Лихула в Роталии в Западной Эстонии. В том же году эзельцы атаковали замок, взяли его и вырезали всё войско христовое, включая епископа.

В 1222 году христианин Вальдемар II направляет своих крестоносцев на вторую попытку покорения Сааремаа. На этот раз была построена каменная крепость, в которую был помещён мощный гарнизон рыцарей. Эзельцы осадили крепость и через пять дней вынудили её капитулировать. Датские крестоносцы вернулся в Ревель, а Теодорих — брат рижского епископа Албрехта — и ещё несколько человек были оставлены заложниками. Крепость эзельцы сравняли с землёй.

В 1227 году Орден меченосцев, ополчения из новых христианизированных славян и Рижское епископство, предприняли совместные усилия по завоеванию Сааремаа. После падения двух основных эзельских укреплений — Муху и Вальяла — эзельцы приняли христианство, хотя и формально. У славян никак не укладывалось в голове понятие раб Божий. По древнейшему праславянскому ПравоСлавию

  • А на Руси греческое учение христа переименовали с правоверного на православное, т.к. христианское учение насильно распространялось среди «Православных Славянских народов».

славяне были сынами своих Богов, а не рабами. И понятно, ведь учение Христа предназначалась не для славян, а для сынов Израилиевых. Вот ответ Иисуса:

  • «И спросил Андрей Ионин, ученик Его: “Равви! каким народам нести благую весть о Царствии Небесном?” И ответил ему Иисус: “Идите к народам восточным, к народам западным и к народам южным, туда, где живут сыны дома Израилева. К язычникам севера не ходите, ибо безгрешны они и не знают пороков и грехов дома Израилева» (Евангелие от Андрея гл.5 ст.1-3).
  • «Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. гл.15. ст. 24).

В 1236 году, после того, как Орден меченосцев потерпел поражение в битве при Сауле, военные действия на Сааремаа начались вновь. В 1241 году эзельцы вновь обратились в христианство, подписав договоры с магистром Ливонского ордена Андреасом фон Фельбеном и Эзель-Викским епископством. Выросло целое поколение, но христианский менталитет не привился эзельцским славянам.

В 1261 году эзельцы вновь отвергли христианство и перебили всех крестоносцев на острове, чинившие сопротивление. Мир был заключён после того, как объединённые силы Ливонского ордена, Эзель-Викского епископства и Датской Эстонии, включавшие в себя славян из христианизированных латышей и эстонцев с материка, разгромили эзельцев и захватили укрепление Каарма. Вскоре после этого Орден основал каменную крепость в Пёйде.

24 июля 1343 года эзельцы вновь перебили всех воинов ордена на острове, изгнали всех попов и священнослужителей. Приступили к осаде орденской крепости в Пёйде. После капитуляции крепости они сравняли её с землёй и убили всех христианских ваврваров из крестоносцев, которые оказывали сопротивление.

В феврале 1344 года Бурхард фон Дрейлебен повёл войско крестовое на Сааремаа по замёрзшему морю. Был взят опорный пункт эзельцев и повешен их лидер Вессе. Ранней весной 1345 года Орден организовал ещё одну военную кампанию, которая завершилась договором, упомянутым в Новгородской первой летописи. До 1559 года Сааремаа оставался вассалом магистра Ливонского ордена и епископства Эзель-Викского.

Война с куршами и земгалами (1219—1290)

После разгрома эстов крестоносцы обрушились на славянских куршей (1242—1267) и семигаллов (1219—1290), живших к югу и западу от Западной Двины и состоявших в союзе с соседскими славянами - жемайтами.

После поражения в битве при Сауле в 1237 году от жемайтов и земгалов остатки Ордена меченосцев были реорганизованы в качестве отделения Тевтонского ордена, и стали известны под названием Ливонский орден. В 1260 году в битве при Дурбе литовцы, жемайты и курши вновь разгромили крестоносцев. В 1270 году в битве при Карусе крестоносцы были разбиты литовцами и земгалами. Окончательно крестоносцы разбили куршей лишь в 1267 году, а земгалов — несмотря на поражение в битве при Гарозе в 1287 году — в 1290 году. Непокорённые южные части их территорий вошли в состав Великого княжества Литовского.

Датский крестовый поход в Эстонию (1219).
(Датская Эстляндия)


Карта средневековой Ливонии в 1260-х годах. Герцогство Эстляндия в верхней правой части.

Дания и Швеция парализованная иудейским христианством создала так же отряды варварских крестоносцев и активно устремились на восток Балтики. В 1218 году епископ Альбрехт обратился за помощью к датскому королю Вальдемару II. В 1219 году, после победы в битве при Колывани на территории эстонского княжества Ревала, давшей начало Даннеброгу, он заложил крепость Castrum Danorum. Шведский король Юхан I попытался утвердить шведское присутствие в провинции Вик, но его войска были побеждены эзельцами в сражении при Лихула в 1220 году. Ревелла, Харриен, Вирония — вся Северная Эстония попала под владение королевства Дания и известна как «Датская Эстляндия» (Герцогство Эстляндия). Существовало 127 лет с 1219 по 1346 годы со столицей в Ревеле (ныне — Таллине), получившим своё название именно в этот период.

До крестоносцев город был известен под русским названием Колывань (первое упоминание города под этим названием отмечено на картах арабского путешественника Аль-Идрисив 1147 году) и являлся перевалочным пунктом на торговом пути русских купцов. Это говорит о том, что на севере Эстляндии проживала большое русское содружество, мирно уживавшоеся с соседскими славянами чудью. Кризис датской монархии в 1346 году и смута в Дании середины XIV века усугубились крестьянской войной 1343—1345 годов, когда эстонские крестьяне при помощи псковичей поднялись на борьбу с датско-немецкими окупантами. Из-за того, что датская власть была непрочной в силу относительной удалённости Дании и её небольшого демографического потенциала, под давлением немецких рыцарей датские территории в Эстляндии были проданы усилившемуся в 1346—1561 годах Ливонскому Ордену. После своего продолжительного отсутствия в Прибалтике, в1559—1645 годах датчане сумели вернуть под свой контроль славянские территории - острова Сааремаа и Муху, а также Курляндское епископство с центром в Пильтене на северо-западе современной Латвии.

Но уже в 1645 году все датские земли вновь захватила Швеция.


Шведские, датские и польско-литовские владения в Прибалтике ХVI века.

В ходе Северной войны 1700—1721 годов Россия овладела всеми доминионами Швеции в Прибалтике (герцогством Эстляндским — в 1713 году). Соответствующие территориальные изменения были зафиксированы Ништадтским мирным договором 1721 года.

Крестовые походы против Пруссии

Пруссы – это не народность, а сообщество родственных славянских родов. В целом же прусские земли в период максимального могущества простирались от Вислы до Немана. Готы (V в.) именовали западную часть прусских земель как Витланд или Вейделант («страна мудрецов»), которые создали высокоорганизованную духовную общность с прусским святилищем Ромове, имевшим общебалтское значение. Пруссами (про-русы, т.е. сроднимые с Русами, прототип Русов, часть Русов пришедших на эти земли) их называли поляки, а у самих пруссов у каждого рода было собственное самоназвание.

  • «Они редко пользуются железным оружием, часто же дубинами. Над хлебом и другими плодами земли они трудятся с большим терпением, чем это соответствует обычной лености германцев» - I век, в работе римского историка Тацита Германия, 2 ч.
  • Мореплаватели Вульфстан (~890-893) и Отер. О лежащей к востоку от нижней Вислы Эстландии (Eastland — «Страна эстиев») – «… страна очень велика и там много городов и в каждом городе есть король, и там также очень много меду и рыбной ловли; и не употребляется пиво среди эстиев, но мёду там достаточно»
  • Средневековые хронисты (за исключением польских) не отмечают их воинственности, а скорее мирные, наоборот — пруссы становились объектом набегов датских викингов, о чём повествует Саксон Грамматик[4] и сообщает арабский писатель 2-й половины X века Ибрагим ибн Якуб. Последний пишет, что «Брусы [пруссы] живут у Мирового Океана и имеют особый язык. Они не понимают языки соседних народов. Они известны своей смелостью.
  • В славянском святом письме - «Влесова кніга», называют их борусами, когда те еще до переселения на Запад, проживали в Новородской земле.
  • временем окончательного исчезновения прусской народности условно можно считать 1709—1711 гг., когда от искусственно созданного голода, а за тем и эпидемии чумы погибло около половины населения древнепрусских земель, включая последних носителей этого этноса.


Приобретения Тевтонского ордена в Пруссии, в 1237 году при его объединении с Ливонским орденом в Курляндии и Лифляндии, и в 1260 (затененным обозначены районы борющихся территорий в Пруссии и Самогитии)

Список прусских земель, известных из источников (в основном крестоносцев):

  • Скаловия (Scalovia), Skalva
  • Надровия (Nadrovia, Nadruva, Надровия или Надрувия, нем. Nadrauen, польск. Nadrowia) — одна из одиннадцати областей (Gaue), на которые делилась Пруссия до крестоносцев. Название произошло от прусского народа надровов. В настоящее время бо́льшая часть Надровии входит в состав Калининградской области.

    Надровия занимает бассейн реки Преголя: на западе от притока Преголи Нехны, отделяющего Надровию от Самбии), до водораздела Преголи с рекой Бебжа и верхним течением Шешупы, которые отделяют её с юга от Бартии и Галиндии, а с востока от Судовии. На севере Надровия граничит со Скаловией, а на западе — с Наттангией. Вошла в состав СССР после Великой Отечественной войны.


Территория Надровии выделена коричневым цветом

  • Самбия (Sambia'), Semba
  • Нотангия (Notangia), Notanga
  • Вармия (Varmia), Varmė
  • Бартия (Bartia), Barta.
    Барты – древнепрусское поселение, остававшееся в древнеславянском мировоззрении до тех пор, пока Северные крестовые походы не заставили их перейти в христианство. Жили в Бартии, на землях, тянувшихся от среднего и нижнего течения Лавы, по реке Свина и озеру Мамры, вплоть до голядских лесов. Эти земли достаточно хорошо известны по описанию в «Хронике Прусской земли», датирующейся 1326 г.

    Там же описывается деление Бартии на две части: Большая Бартия и Малая Бартия. Эти земли были плотно заселены, что подтверждается богатыми археологическими находками[1] Численность населения этого региона до начала войн с Тевтонским орденом оценивается в 17,000

    Барты, как и остальные пруссы, были порабощены Тевтонским орденом, который заставил их принять христианство, заселил их земли торгашами и переселенцами с Ближнего востока. Пруссы были ассимилированы чужестранцами, адревнепрусский язык вымер к концу XVII столетия. В течение нескольких лет попытки поляков завоевать Бартию, которым помогали Церковь и Конрад I Мазовецкий, успешно отражались пруссами. Затем Конрад Мазовецкий объявил о новом крестовом походе и позвал на помощь тевтонских рыцарей, которым в 1226 г. отдал на заселение хелминские земли. Получив помощь христианской Европы, Тевтонский Орден смог расширить свои территории на северо-запад.

    Барты вместе с вармийцами и натангами были завоёваны тевтонскими рыцарями в 1238-1240 гг. В Бартии Орден воздвиг главные замки в Бартошице и Решеле. В 1242 г., спустя всего лишь два года после завоевания, барты подняли восстание и смогли оказывать сопротивление до 1252 г. Во время Большого Прусского мятежа (1260-1274), который начался после серьёзного поражения Ордена в битве при Дурбе, барты избрали своим лидером Дивона. Мятежники смогли захватить несколько замков, включая Бартошице в 1264 г. При поддержке других прусских племён Дивон атаковал Хелмно, Мальборк и Дзежгонь. Однако пруссы не могли победить в войне на истощение Тевтонский Орден, который мог доставлять ресурсы из западной Европы. В 1273 Дивон осадил ещё один замок, но был смертельно ранен. Спустя год восстание было подавлено. Некоторые мятежники сбежали в Гродно и другие литовские земли.

    Несмотря на тяжёлые людские потери за время восстания, барты не сдавались. В 1286 г. и 1293 г. они сделали ещё две попытки поднять восстание против Ордена. В 1286 барты попросили помощи у князя Рюгена, а в 1293 г. у Витеня, великого герцога литовского. Барты были ассимилированы заезжими поселенцами после окончательного порабощения их крестоносцами.
  • Помезания (Pomezania), Pamedė
  • Погезания (Pogezania, Pokesė — Pakašubė, значение — земля рядом с кашубами),
  • Хелминская земля (Culmigeria, Ulmigeria), Земля Кулма, Kulmo žemė, Kulmas
  • Любава (Lubavia), Lubava
  • Сасновия (Sasna), Sasnava
  • Галиндия (Galindia), Galinda.

Вплоть до колонизации крестоносцами пруссы оставались с праславянской культурой. Главный Бог - «бог молнии и дождя» Пэркунис (идентичен русскому Перуну, литовскому Пяркунасу, латышскому Пэрконсу)

Христианизированная Польша не раз предпринимали попытки заменить старославянское Ведическое ПравоСлавие Пруссии на учение Христа. Еще в 997 году польский король Болеслав I послал чешского епископа Адальберта Пражского с миссией в Пруссию. Миссия обернулась провалом, а Адальберт

  • В землях пруссов Адальберт провёл лишь 10 дней. Сначала пруссы, приняв Адальберта за торговца, его встретили дружелюбно, но, поняв, что он пытается им проповедовать рабскую религию, стали прогонять прочь. Учитывая, что Адальберт прибыл со стороны Польши, являвшейся тогда главным врагом пруссов, нетрудно понять, почему пруссы посоветовали Адальберту «убираться туда, откуда [он] пришёл». В конце концов, монаху чужой веры, не надо было заходить в священную рощу пруссов. Это было воспринято, как богохульство. За свою роковую ошибку Адальберт расплатился жизнью, как осквернивший святыню.

В 1009 году его последователь, Бруно Кверфуртский, ушел в Пруссию с миссией и тоже не вернулся. В 1010 году польский король Болеслав I Храбрый уничтожил святилища пруссов Ромове в Натангии. После этого поляки вели непрерывные крестовые походы против прусских славян в течение двух веков. Главной целью этих походов было - завоевание прусских земель с дальнейшей её христианизацией. Пруссы с своей стороны совершали непрерывные ответные набеги на приграничные польские территории, на Мазовию, на Хельмскую землю. После временных побед польских крестоносцев, пруссы лишь номинально принимали крещение и вновь возвращались к своему традиционному Ведическому православию, после окончания очередного конфликта. В 1166 году в бою с пруссами погиб польский князьГенрих Сандомирский. Грандиозные, но крайне неудачные походы в Пруссию совершали так же короли Болеслав IV и Казимир II. Походы против прусской Самбии, организовывал и датский король Вальдемар II.

В 1206 году цистерцианский епископ и миссионерским именем Христиан Прусский, поддерживаемый иудейской семьёй датского короля и польскими христианскими князьями, получил неожиданно тёплый приём в разорённой войной Хельмской земле. Ободрённый поддержкой, он отправился в Рим, чтобы уговорить папу послать на земли прусских славян крупную христианскую миссию. Вернувшись, он к своему удивлению отметил, что все его предыдущие успехи в христианизации прусских славян были сведены на нет.

После очередного принятия пруссами христианства, меченосцы продолжали набеги грабя население и захватывая земли. Озлобленные набегами Меченосцев и постоянной угрозой со стороны польских князей, пруссы окончательно отвернулись от христианства, убили тех крещёных соплеменников, что оказали военное сопротивление и разорили пограничную Хельмскую землю, Мазовию и Восточное Поморье, осадив Хельмно и Любаву. Ситуация изменилась, и теперь возникла для Польши прусская угроза. В марте 1217 года, Папа Гонорий III издал буллу, с призывом к широкомасштабному крестовому походу против прусских славян (земли которых с большим рвением хотел захватить Конрад I Мазовецкий). Крестовый поход должен был возглавить Христиан Прусский, а Папским легатом был избран архиепископ Гнезненский.

Тем временем пруссы продолжали разорять Мазовию и Хельмскую землю: только за один год они разграбили 300 соборов и церквей, которые они считали рассадником рабской религии. Князь Конрад Мазовецкий вынужден был откупаться от пруссов, чтобы хоть как-то обезопасить свои земли от постоянных нападений. После всех прежних неудачных походов польских крестоносцев, и в отместку за многочисленные новые набегов пруссов на пограничные польские земли, поляки (так как сами справиться не могли) призвали Тевронский орден крестоносцев на помощь против этой славянской державы. Они пообещали им владение городами Кульм и Добрынь, а также сохранение за ними захваченных территорий.

Провалившийся крестовый поход (1222).

Войско крестовое из немецких и польских христинизированных славян, начали собираться в Мазовии в 1219 году. Военный действия открылись лишь в 1222 году с прибытием князя Генриха II Набожного, архиепископов Лаврентия Бреславского и Лаврентия Лебусского. Польские феодалы предоставляли земли и замки, торгаши и лжесказители – финансирование. Однако в 1223 году большинство крестоносцев покинуло регион (обманутые в отношении оплаты, заплатили только треть обещенного), чем немедленно воспользовались пруссы, вновь опустошившие Хельмскую землю и Мазовию. Конрад Мазовецкий бежал от расправы и вынужден был искать спасения в Плоцком замке иудейско-хазарского потомка. Постепенно в своих набегах пруссы дошли даже до Гданьска.

Второй не удачный поход крестоносцев (1228)

С 1225 по 1228 годы Христиан Прусский и Конрад Мазовецкий создали рыцарский орден, в который вошли четырнадцать северогерманских христинизированных феодалов. Орден получил название «Добжиньские братья» (по месту своей дислокации в замке Добжинь). Вначале деятельности ордена сопутствовали некоторые успехи: рыцари сумели вытеснить пруссов из Хельмской земли. Однако ответный набег пруссов завершился поражением ордена, который потерял в сражении большую часть своих рыцарей. Немногие уцелевшие нашли убежище в Померании у герцога Святополка II. Орден Калатравы, получивший базу близ Гданьска, также показал свою неэффективность в борьбе с прусскими славянами.

  • Ещё в Риме Христиан Прусский познакомился с Германом фон Зальца, магистром Тевтонского ордена. С разрешения Конрада Мазовецкого и мазовецких феодалов Христиан в 1226 году обратился за помощью к Ордену в борьбе с пруссами. Магистр заинтересовался предложением Христиана, однако его главной целью было участие в крестовой походе под предводительством императора Священной Римской империи Фридриха II. Орден, изгнанный из Трансильвании, остро нуждался в новых землях.

    Встретившись с императором в Римини, магистр убедил его, что покорение прусских славян значительно обезопасит границы империи. В 1226 году Фридрих II подписал знаменитую буллу, предоставлявшую Ордену свободу действий в Пруссии. Ордену была пожалована Хельмская земля. Орден также получил права на завоевание новых земель на территории Пруссии. Перед началом похода рыцари Ордена предположительно подписали с поляками в 1234 году соглашение, по которому Орден получал во владение Хельмскую землю и все территории, отвоёванные у пруссов. Хельмская земля согласно договору становилась временной базой дислокации орденских войск и плацдармом для дальнейшего наступления на Пруссию. Однако тевтонцы имели гораздо более масштабные планы, нежели те, которые они номинально провозглашали перед прибытием в польские земли.

Поход крестоносцев Тевтонского ордена (1230)

В 1230 году папа Григорий IX издал буллу, дававшую Тевтонскому Ордену право крещения прусских славян и закрепления за собой всех завоёванных земель, которые затем формально переходили под контроль и опеку папского престола и начались активные боевые действия.

Магистр послал в Мазовию авангард, состоящий из 7 рыцарей и 70-100 оруженосцев во главе с Конрадом фон Ландсбергом. Завладев замком Фогельзанг, рыцари, не встретив серьёзного сопротивления, организовали небольшой рейд на славян, проживавших на другом берегу Вислы. В этом же году в уже отстроенный замок прибыли подкрепления из 20 рыцарей и 200 оруженосцев во главе с Германном фон Балком. В Пруссию были посланы очень ограниченные силы, так как основные орденские войска были задействованы в операциях в Малой Азии и Армении.

  • Тевтонцы сосредоточились на строительстве приграничных крепостей вдоль берега Вислы. В ранних походах и набегах участвовали главным образом крестоносцы из польских, немецких и померанских славян христианского вероисповедания с незначительным числом вспомогательных войск, набранных из лояльных к христианству пруссов. Большинство крестоносцев возвращалось домой после очередной кампании, поэтому Орден постоянно нуждался в подкреплениях и свежих силах для проведения дальнейших военных операций. Тевтонцы продвигались вперёд, строя небольшие деревянные форты и укрепления, обороняемые малочисленными гарнизонами. На восток переселялось множество колонистов из торгашей Рима и даже Ближнего Востока. Ежегодно основывались новые города, некоторые из которых получали Кульмское право.

Поход на словянскую Помезанию (1233)

Христианские варвары начали масштабную кампанию против мирных соседних славян помезанцев, во главе с вождём Пиппином. Выступив из Нешавы, Герман фон Балк с тевтонским орденом и польскими союзными крестоносцами, двинулся к замку Рогов, удерживаемому пруссами. Местный вождь, владевший замком и окрестностями, был разбит и попал в плен. Вынужденный для спасения своей жизни пойти на сотрудничество с тевтонцами, он хитростью помог крестоносцам завладеть замком, а затем обманом захватил в плен Пиппина, приходившегося ему шурином. На этом сопротивление пруссов в Хельмской земле было окончательно подавлено. Тогда же, в 1232 году, крестоносцы основали город Кульм. Тем временем папа римский собрал подкрепления, и на помощь крестоносцами отправился пятитысячный отряд магдебургского бургграфа.

Летом 1233 года десятитысячное войско крестоносцев вновь выступило в поход, основав крепость Квидзын в словянской Помезании. В зимнем походе 1233—1234 г. охристившиеся князья Святополк и Самбор повели свой славянский народ в бой против братских прусских славян на помощь крестоносцам. В решающем сражении на реке Сиргуне воины князей Святополка и Самбора наголову разгромили пруссов. Основание крепости Радзынь, в 1234 году, ознаменовало собой окончательное закрепление за Орденом земель восточной Помезании. Прусский епископ Христиан заявил свои права на две трети территории завоёванных прусских земель. Одна треть досталась Ордену. Папский легат Вильям Моденский, опасаясь разногласий между носителями христианской власти, выступил посредником в разделении завоёванных земель. Рыцари получили в итоге две трети территории, но епископ сохранял за собой особые права в этом регионе.

Тевтонские крестоносцы, помимо всего прочего, добивались включения Добжиньского ордена в свой состав. Конрад Мазовецкий, разъярённый несбывшейся его мечте, потребовал возвращения занятой крестоносцами Добжиньской земли. Рыцари, однако, не торопились выполнять этот приказ. В дальнейшем в результате роста напряжённости Конрад перестал оказывать поддержку Ордену. С одобрения папы и плокского епископа тевтонцы присоединили к себе Добжиньский Орден буллой 19 апреля 1235 года. Однако недовольный Конрад Мазовецкий получил обратно Добжиньский замок. В 1237 году Тевтонский Орден воссоединился с орденом Меченосцев, сильно ослабленным в результате страшного поражения, нанесённого ему литовцами в битве при Сауле.

Пользуясь деятельной поддержкой мейссенского маркграфа Генриха, прибывшего в Пруссию с отрядом в 500 воинов и большими богатствами, крестоносцы активно продвигались вдоль обоих берегов Вислы, покоряя ещё не подчинённых помезанских славян. В 1237 году тевтонцы начали поход против погезанских славян. Тем временем маркграф, посчитав свой обет выполненным, вернулся обратно, однако оставил крестоносцам корабли и значительные силы, позволившие крестоносцам одержать победу над пруссами. На своём пути крестоносцы выстроили замок Эльбинг.

Второй балтийский поход Крестоносцев в Литву (1236).
(Битва при Сауле)

19 февраля 1236 года Папа объявил второй крестовый поход против Литвы. В Ливонию прибыло мощное подкрепление — 2000 саксонских рыцарей и 200 дружинников из Пскова. Би́тва при Са́уле — крупное сражение войск Ордена крестоносцев и их союзников против жемайтов и земгалов, произошедшее 22 сентября 1236 года. Описывается в Ливонской рифмованной хронике. 1236 год вторая половина лета, организован первый крестовый поход на Жемайтию. На стороне Ордена меченосцев

  • Орден меченосцев - немецкий католический духовно-рыцарский орден, официально называвшийся "Братья Христова воинства". Был создан в 1202 по инициативе бременского каноника Альберта, ставшего первым рижским епископом. Имел целью захват Восточной Прибалтики, осуществлял крестовые походы против прибалтийских народов, при этом треть захваченных земель закреплялась за орденом.

Официальное название Ордена — «Братья Христова рыцарства» (лат. Fratres militiae Christi). Нарицательное название Ордена произошло от изображения на их плащах красного меча с крестом. В отличие от крупных духовно-рыцарских орденов — сохранял номинальную зависимость от епископа.

Орден руководствовался законами ордена Тамплиеров. Члены Ордена разделялись на рыцарей, священников и служащих. Рыцари чаще всего происходили из семей мелких феодалов (больше всего было их из Саксонии). Их форма — белый плащ с красными крестом и мечом. Служащие (оруженосцы, ремесленники, слуги, посыльные) были родом из свободных людей и горожан. Главой ордена был магистр, важнейшие дела ордена решал капитул.

Первым магистром ордена был Винно фон Рорбах (1202—1209), вторым и последним — Волквин фон Винтерштайн (1209—1236). На захваченных территориях меченосцы строили замки. Замок был центром административного деления — кастелатуры. По договорённости 1207 года 2/3 захваченных земель оставалось под властью Ордена, остальная часть передавалась епископам Рижскому, Эзельскому, Дерптскому и Курляндскому.

В 1202 году епископ Альберт строит в устье Западной Двины монастырь цистерцианских монахов и называет его Динамюндэ или Горой святого Николая. В 1207 году взятие крепости Кукейнос в среднем течении Западной Двины. Оборону крепости возглавлял князь Вячеслав Борисович (Вячко), внук смоленского князя Давыда Ростиславича. В этом же году Орден получил, не без вмешательства Папы, от епископа право на владение третью все завоеванных земель. В 1207 году был основан замок Зегеволд (Зигвальд) – нем. Sieg Wald «Победа над лесом» (в современной Сигулде). В 1208 был организован неудачный поход в Литву. В 1209 году был обезглавлен магистр ордена Винно фон Рорбах, и его место занял Волквин фон Винтерштаттен.

20 октября 1210 года епископ Альберт вместе с магистром Волквином, получают от Папы Иннокентия III привилегию на раздел Ливонии (Livonia) и Семигалии (Semigallia), а также новое разрешение на отпущение грехов. Именно в этой булле, происходит действительное утверждение Ордена Папой. 6 января 1217 года — Орден совершил рейд в Новгородскую землю. Около 1 марта 1217 года, после трехдневной осады, Орден сдал замок Одемпе (Оденпе, Медвежья Голова) псковскому князю Владимиру, сыну Мстислава Ростиславича Храброго.

В 1219 году вместе с датскими войсками, пришедшими на помощь рыцарям ордена, основывают крепость Ревель (ныне Таллин). В 1224 году после длительной осады крестоносцы взяли Юрьев (Дерпт), при обороне погиб князь Вячко. До конца третьего десятилетия Орден захватил часть земель земгал, сель и куршей. Но большая часть языческих земель оставалась под властью Литвы. Орден, нарушив мирный договор 1225 (с Литвой), в 1229 организовал поход в Литву. После этого литовцы ещё больше стали поддерживать земгал.

В мае 1226 года император Фридрих II утвердил за меченосцами их владения, как держание от рижского и дорпатского епископов. В 1233 году организуется новый крестовый Северный поход (1233—1236). До 1236 Орден не нападал на Литву. В это время Литва сама организовывала походы против Ордена и епископов или участвовала в них вместе с ливами, жемгалами и русскими князьями. В 1234 году на реке Эмайыги под Юрьевом (ныне Тарту) войска Ордена меченосцев терпят поражение от новгородского князя Ярослава Всеволодовича. Продвижение рыцарей на восток было приостановлено. Чтобы завоевать Литву или хотя бы её ослабить, прекратить помощь литовцев поверженным племенам балтов, 9 февраля 1236 папа Римский Григорий IX, объявил Крестовый поход в Литву. 22 сентября 1236 состоялась битва при Сауле (ныне Шяуляй), окончившаяся полным поражением меченосцев. Был убит магистр ордена Волгуин фон Намбург (Волквин фон Винтерштаттен).

12 мая 1237 в Витербо Папа Римский Григорий IX и гроссмейстер Тевтонского ордена Герман фон Зальца совершили обряд присоединения остатков Ордена к Тевтонско