З А Н Я Т И Е 10

 

1. “Рисунок”

Каждый участник группы составляет рисунок-самопрезентацию и вывешивает на стену.

 

2. “Приезжайте в Будапешт”

Игроки сидят за столами. Один из них ведет игру, приглашая других поехать в три различных пункта Европы, говоря: “Приезжайте в Осло”, - одновременно быстро ударяя по столу указательным пальцем левой руки и затем правой.

“Приезжайте в Лиссабон”, - и кладет обе руки на стол ладонями вниз. “Приезжайте в Будапешт”, - пладет обе руки на стол ладонями вверх.

Суть заключается в том, чтобы играть в очень быстром темпе. Все должны имитировать ведущего, который старается воймать людей в ловушку, смешивая жесты и фразы или произнося лишь название города. Если участник (ца) совершает ошибку или имитирует ведущего тогда, когда этого не следует делать, он(а) выбывает из игры.

Когда останется лишь один или несколько человек, правильно сымитировавших ведущего, остановите игру, или даже ранее, если она надоела.

 

3. “Слоганы”

Инструкция: “В течение 10 минут придумайте как можно больше слоганов”

 

4. “Скрепкокартина”

Инструкция: “Из канцелярских скрепок выложите какую-либо картину”

 

5. “Да-Нетки”

Предлагаются следующие Да-Нетки:

1. “Когда с ним все в порядке, его не замечаешь”.

2. “Длинный алфавитный перечень: бабочки, блохи, жуки, клоп, комар, кузнечик, мотыльки, муравьи, муха, пчела, паук, светлячки, сороконожки, тараканы и некоторые другие насекомые.

Какая сумма потребовалась однажды, чтобы собрать их вместе?”

О т в е т ы: 1. Здоровье.

2. Денежка (“Муха-цокотуха”)

 

6. “Групповая поэма”

Раздайте детям по листку бумаги и фломастеру. Попросите их написать свои инициатилы в правом верхнем углу (вы тоже подпишите свой листок). Каждый ребенок пишет короткую строчку, с которой будет начинаться поэма. Дальше ребенок передает свой листок соседу слева, и тот дописывает свою строчку, продолжающую поэму. После того, как каждый напишет по одной строчке на всех листках, законченная поэма возвращается автору первой строки.

Если дети не знают, что вы имеете в виду, когда просите их “написать строчку”, приведите им несколько образцов. Например:

Мы много узнали и стали умней...

Наша группа словно цветок...

Мне так хорошо, я знаю так много...

Моя семья изменилась, а с ней и я...

Дружба прекрасна, я тоже хорош...

Мне больше не страшно злиться...

После того, как все поэмы будут написаны, прочтите сначала свою. Потом спросите, кто еще хочет прочитать свою поэму. Если дети захотят, вы можете сделать каждому копию этих стихов.

 

7. “Случай на ЛенТV”

Группе предлагается в течение 10 минут решить и инсценировать ответ следующей ситуации:

“Это случилось на ленинградском телевидении в те далекие времена, когда все передачи шли в прямом эфике. Один известный артист вдохновенно читал главу из “Евгения Онегина”. Вдруг к своему ужасу он понял, что из его памяти выпал значительный кусок текста. 5-6 секунд было у декламатора, чтобы попытаться найти выход из щекотливого положения. И он нашел его для себя.

Как же он поступил?”

О т в е т: “Урал звук” (Стал только двигать губами, ничего не говоря. Звукорежиссеры бросились проверять контакты, зрители заколотили по своим “КВНам”, а декламатор, пройдя забытый кусок, снова “включил звук”).

 

8. “Крики вволю”

Всем привет! Встали, сбросили с себя мышечные напряжения, расслабились. Сейчас вам предстоит от души покричать. Кричим все, на разные голоса, кто как может, как можно громче. Вместе с криками сбрасываем с себя усталось, нервное напряжение, утомление. Итак, все выдохнули, набрали побольше воздуха и начали кричать как можно громче, на разные голоса, сбрасывая с себя усталось и напряжение. Начали. (Гонг). Неплохо. Сейчас мы попробуем покричать еще разок, уже без оглядки, сопровождая свои крики спонтанными движениями, прыжками, раскачиваниями. Пусть это будет своеобразный крик вашего тела. Покричим подольше, останавливаться будем только по команде ведущего. Итак, снова начинаем кричать, но теперь сопровождаем свой крик спонтанными движениями тела. Пожалуйста. (Гонг). Прекрасно. По усмотрению ведущего выполним это упражнение несколько раз. Приступаем! (Гонг). Заканчиваем. Оцените сами освежающий эффект этого замечательного упражнения! (Гонг).

 

9. Газета “Это - мы!”

“Нарисуйте вашу группу! Сотворите газету: “Это - мы!”.

 

10. “Последняя встреча”

И н с т р у к ц и я: “Закройте глаза и представьте, что занятия в группе закончились. Вы идете домой. Подумайте о том, что вы не сказали группе, но хотели бы сказать. Через несколько минут откройте глаза и скажите это”.

П р и м е ч а н и е: Высказывается каждый член группы.

 

 

А теперь материал для начинающих журналистов:

"Первая подсказка для юных коллег юнкоров"

  Привет, Саша, Дима, Тоня, Сергей, Марина... - все те, кто уже сейчас выбрал себе замечательную профессию журналиста. Говорю "замечательную", потому что знаю, насколько это интересное дело. Я не обещаю, что каждый день будет похож на предыдущий и будущий, не говорю, что каждый праздник ты будешь проводить у себя дома, я гарантирую тебе очень шумную, беспокойную и напряженную жизнь, где нет места скуке. Обещаю только одно: у тебя будет много друзей, много волнений, много дорог и встреч. Надеюсь, ты ждешь именно такой жизни. Журналистике невозможно научиться по учебнику (хотя теоретические знания тоже необходимы), но только в реальном деле ты освоишь все "тонкости" профессии. Итак, вперед! У тебя всё получится!   Глава 1. Его Величество Факт или О чём писать? С чего начинается статья, репортаж или теле- радиопрограмма? С какого бы то ни было факта. Факт и Событие, Факт и Новость - это совсем не одно и тоже. Факт - понятие намного большее. Это и новости, и события, необъяснимые и объяснимые явления, сплетни и слухи и т.д. и т. п. Например: "Есть факт, что в г.Омске строят метро..." «Есть факт, что в городе Омске, почему-то не строят метро..." "Есть факт, что в г. Омске невозможно построить метро..." Опираясь только на реальные факты можно написать хорошую статью или подготовить яркий, запоминающийся видеоматериал. Всё же остальное не будет никому интересно.   ПРИМЕЧАНИЯ: Не всякий факт достоин твоего внимания. Например: "Вчера в нашем классе дежурили - Маша Печкина и Света Закорытова. Девочки дежурят уже второй раз. Они моют тряпки, затем..." Или вот ещё: "У Феди Сковородуева новые варежки. В прошлом году у него варежки были..." Будешь ты читать дальше такой материал? Я бы тоже не стала.   Не всякое событие интересно для читателей, слушателей и телезрителей. Не всякая новость достойна того, что бы её нужно было сообщать всем. Факт факту рознь. Новости и факты, которые сообщают газеты, теле- радиопрограммы должны быть интересны многим, а не только её авторам. Так что, что новое платье твоей одноклассницы, школьные сплетни и злословия в адрес кого бы то ни было, обсуждение последней телепередачи "Про это..." - не могут стать интересной статьёй. Не позволяй бытовым мелочам заслонить от тебя важные и интересные факты. Конечно, это не просто. Но из пяти предложенных тобой тем, редактор обязательно выберет одну-две действительно интересные.   ПРИМЕЧАНИЕ: Вот и ставь себя всегда на место редактора. А ты бы сам взял свою заметку или сюжет, если бы отвечал за номер или программу в целом? Выбрал бы именно её из десятков других? Вот увидишь, очень скоро тебе и самому и в голову не придет тратить время на описание последних сновидений какой-нибудь Светки Соколовой.   Обычно трудно определиться только с выбором темы первой статьиЧто будет интересно твоим друзьям, что одобрит редактор и не будут ли смеяться над этим маериалом юные коллеги. He волнуйся! Эти же вопросы не давали покоя и маститым журналистам. Но давай разбираться по порядку. "Золотое правило" юнкора - пиши о том, что интересно тебе! Как ты думаешь, о чем написал свою первую заметку известный французский журналист Жак Дюпуатье? Статья тогда ещё 13-летнего автора называлась "Моя мама". Кстати, она принесла Жаку определённую известность и первый гонорар. Интересных тем очень много. То, что волнует тебя будет интересно и твоим сверстникам: "Как стать директором школы?", "Почему отличники всё успевают?", "О чем пишут на партах?", "Почему не любят ябед?", "Как я выучил трудную теорему", "Про мою любимую учительницу", "Кто победит на "Формуле-I"!", "Как стать киноактрисой?", "Кого не любят в классе?", "Почему нравятся боевики?" и тысячи других вопросов могут стать темой для материала. Ты споришь с друзьями, что-то бурно обсуждаешь с соседом по парте - прекрасный материал для газеты или сюжета передачи! Однажды у меня в редакции произошел такой случай. В понедельник, после летучки, ребята стали показывать мне свои материалы. Только новичок Дима никак не мог найти тему. - Неужели у вас в классе ничего не происходит? - с удивлением спросила я. - Не-а! - протянул Димка. - Совсем-совсем? - не поверила я. - К Новому году готовитесь? - Нет! - В гости к Вам приходил кто-нибудь? - Нет! - Время свободное вместе проводите? - Да нет же! - даже рассердился Димка, - Ничего у нас в классе интересного нет! - Так вот и напиши об этом, журналист! - подсказал стоявший рядом Денис. Действительно, пустота, равнодушие обязательно должны отражаться в твоих материалах. Ведь сколько раз ты сам возмущался грубостью и непониманием. Вот и пиши об этом! И тебя услышат намного больше людей! A ещё бывает как: нашел ты интереснейший факт для заметки. Не факт, а просто клад! Но пока продумывал его, время прошло. И о факте твоём узнала вся школа, и заметку уже другой про тот факт написал. А кому интересно читать о том, что известно всем? Сам себе редактор (B твой репортёрский блокнот) Многочисленные исследования, которые проводили и наши сверстники и взрослые, изучали, что же интересно современному подростку? О чем он хочет узнавать, что читать в газетах? В этих исследованиях - подсказка для тебя. О чем писать в первую очередь? Чего ждёт читатель? · · 1. Дети, подростки ищут ярких впечатлений. Им нужна информация такая, которая имеет практический смысл. Предпочтительны темы, связанные с жизнью, образованием, развлечениями, покупками. (Как стать сказочно богатым, чем кормят в "Баскинс-роббинс" и по каким ценам? Что стильнее: супермини или супермакси? кого не любят девчонки, как играют в соке, как рассмешить маму?) · · 2. Как ты сам читаешь газету или смотришь (слушаеешь) передачу? Спокойно сидя в кресле вечером, уделяя этому строго определённые пол часа? Не уверен. Большинство молодых людей читает на ходу: в автобусе, метро или за едой. Поэтому твоя заметка должна быть компактной, а не растекаться на 2-3 страницы, вынуждая дорогого читателя крутить газету то так то сяк. (в конце концов он просто "потеряет" в газете твою заметку). Проглоченный вместе с завтраком такой информационный материал, оставит очень приятное воспоминание. · · 3. Сам подумай об иллюстрациях! В редакциях сейчас есть очень хорошая техника, которая размножит, украсит, вставит любые картинки. Что бы легче ориентироваться в тексте, необходимы значки - указатели, символы, цветные индексы, которые ты можешь придумать сам. Больше внимания иллюстрациям. Для молодых они так же важны, как написанные слова. Даже больше! И не забудь, что факты, изложенные в статье прекрасно проиллюстрируют диаграммы, таблицы, рисунки. · · 4. Имей на всё своё мнение! Рассказывая о факте, сочувствуй, возмущайся, иронизируй! Твоё мнение очень важно для ребят! · · 5. Ищи правду! Расскажи, почему одним нравится то, что происходит, а другим - нет. Приведи в статье все "за" и "против". Например: хорошо, что отменили школьную форму, но кому-то из одноклассников может чувствовать себя неуютно в классе именно из-за того, что одет хуже других. Только объективный автор может стать журналистом! · · 6. Молодёжь ждёт только достоверной информации. Проверяй все изложенные факты. Достаточно лишь один раз ошибиться в дате, правописании или достоверности происходящего и твои статьи не вызовут ни у кого доверия. Поэтому не стоит прельщаться сомнительными фактами. Лучше семь раз проверь! Наиболее интересны нашим сверстникам-читателям издания, которые пишут о самых важных, глобальных, международных вещах и ...газеты, посвященные очень узким вопросам. Подростки хотят, чтобы газеты уделяли меньше внимания обычным новостям, привычным известным вещам, особенно политике, а больше рассказывали почему происходит так, а не иначе, облегчая понимание всего происходящего вокруг. Пиши не про своих сверстников - читателей, а для них! Музыка, спорт, мода и комиксы - не единственное, что интересует молодых. Хотя это, конечно, очень важные странички молодёжной культуры. Музыкальная жизнь - это не только репортажи с рок-концертов, надо отождествлять себя со всеми сторонами молодёжной музыкальной жизни. В спорте - больше внимания молодёжным и новым видам спорта (таким, как баскетбол, хоккей, бейсбол), а так же спортивным интересам девушек. Глава 2. Как писать, или сочинение на свободную тему. Для своих первых статей я обязательно писал план, как для обыкновенного сочинения: о чем я скажу в начале, что будет в середине и каков итог. Как Васька Петров писал свою первую заметку. Васька решил написать о том, как много свободного времени ребята проводят впустую, теряют его. И чем интересным можно заняться в эти свободные от занятий и уроков 3-4 часа. Поэтому заметка называлась так: "Как мои одноклассники проводят свободное время". План: 1. Свободное время - совсем не для лени и ничегонеделания. 2. Как мои одноклассники проводят свободное время чаще всего. а) Ничего не делают: то есть сидят во дворе на лавочке, играют в компьютерные игры, болтают по телефону, смотрят телевизор. б) чем интересным можно заняться в это же время (мои друзья - интересные люди) и т.д. 3. Какую пользу можно получить от интересных и полезных часов свободного времени. Заметка вышла в газете вот в каком виде: "Как мои одноклассники проводят свободное время" "Кто сказал, что свободное время - это часы совсем ничего не делания и лени? Я посчитал, что если даже всего 3 часа в день терять совершенно в пустую, то за неделю набегает 21 час! То есть почти 1 день, который кто-то проводит болтая с подружкой по телефону, сплетничая на лавочке или слоняясь во дворе. А ведь именно так проводят своё свободное время большинство из нас! А как интересно можно провести его? Моя одноклассница Настя Попова занимается в художественной школе, в музыкальной, да ещё и заметки в нашу газету писать успевает. У моего соседа по парте Никиты прекрасная домашняя библиотека. Когда он во дворе о подвигах викингов рассказывает - заслушаешься! И как много всего знает: и про древних людей, и про то, как на Марс летают ракеты, и про Алису Селезнёву - девочку из будущего! Наверное поэтому у Никиты друзей очень много. Они и книжками обмениваются и сами продолжения рассказам придумывают! А Ленка Волкова - заводила всех классных дел. Она и сценарии сама пишет, и за режиссёра всё продумывает и музыку подбирает! Ленка, наверное, и не знает, что время просто так убивать можно, от скуки маясь! Завидую я Насте, Никите, Ленке и ещё десяткам других ребят, которым интересно жить. У них и друзей много, и скучно им никогда не бывает и каждый день не похож на предыдущий! Но главное, они знают и умеют больше, чем многие из нас! И школьные увлечения, наверняка, станут любимым и интересным делом, профессией, моих беспокойных друзей!" Вот такая заметка. План, который ты составляешь поможет тебе не увлечься мелочами, не уйти в сторону от задуманной темы. Итак, в начале заметки, статьи - главная тема, вторую ты хочешь изложить. Второй пункт плана - раскрытие темы. Объясни, почему ты считаешь именно так, а не Иначе, какими примерами можешь доказать свои идеи. Третье - вывод, который логично вытекает из второй части статьи. Парадокс, но структура любого газетного материала очень похожа на доказательство... теоремы! Загляни в учебник геометрии. Быть может, точная наука поможет тебе в творческих поисках! САМ СЕБЕ ЧИТАТЕЛЬ (в твой репортёрский блокнот) Что бы твою заметку было интересно читать, что бы все изложенные мысли были понятны читателю, придерживайся трёх правил. 1. Следуй от интересного факта - к важному выводу 2. От простого к сложному 3. От явления к сущности. В информации соблюдаются все правила движения (см. Выше) Заголовок, вступление - это общие представления о содержании статьи. Дальнейшее повествование - подробности, статистика, примеры. И далее - к выводам, которые у читателя уже должны напрашиваться сами. Глава 3. Интервью Кто и когда придумал интервью? Наверное, самый первый человек, который первым научился говорить. Ведь даже когда ты кричишь другу -Димке: "Привет, как дела?" - ты, по сути, уже берёшь у него интервью. Так это же просто! Скажет кто - то. А вот и нет! Иногда просто диву даёшься бестолковости и неопытности наших с вами коллег! У артистов эстрады умудряются все спрашивать одно и тоже. У директора школы - о строительстве стадиона, у строителя о его отношении к ночным клубам, а у милиционера о том, что он выращивает на даче. Нет! Если тебя интересует человек, как представитель той или иной профессии, задавай ему вопросы, напрямую связанные с его профессиональными знаниями и умениями. Директора школы спроси об успеваемости учащихся, у строителя - о домах и зданиях, которые он возводит, у спортсмена - о физкультуре и спорте, у милиционера же - о том, сколько и каких хлопот чаще всего ему доставляем мы, школьники, и как с вами бороться. Конечно, есть яркие, неординарные личности, которые интересны сами по себе(например, те же популярные артисты эстрады). И почему весь интерес к ним формулируется так: "Когда Вы начали петь?" "Как Вам понравилось в нашем городе?" "Ваши планы на будущее?" Да ещё хорошо, если на "ВЫ"! Очень часто, почему-то журналисты (вольготно развалясь на стуле) козыряют панибратством с поп-звездой, давая всем вокруг понять, что они с ней на "короткой ноге": "Слушай, Юра... (Шевчуку)" "Да что ты, Димка! (Маликову)" "С тобой, Анжела, не соскучишься! (Варум)" Ну разве так можно. У читателя, зрителя это скорее всего вызовет антипатию к журналисту, а скорее всего, неприязнь. Итак, с собеседником только на "ВЫ" Составляя вопросы собеседнику, думай в первую очередь о ... его ответах! Что ты хотел бы услышать от человека? Что узнать? Пусть твой вопрос не будет супероригинальным, мудрёно-витееватым. Но зато собеседник сразу же поймёт о чем хотят узнать его мнение! Сам себе цензор (о чем никогда не рассказывают опытные корреспонденты) Любой вопрос можно: а) вырезать (в радио и на ТВ) б) написать в газете иначе, нежели он был произнесен. Поэтому не бойся задать наивный, простой вопрос. Важно, как на него отреагирует собеседник. Быть может он засмеётся, возмутится, удивиться. Вызывай собеседника на разговор! Пускай ему будет легко с тобой общаться! Удивляйся сам, негодуй, недоверчиво крути толовой (только не переусердствуй!). И, поверь мне, у тебя получится прекрасный материал! Любое интервью хорошо, когда оно подготовлено. А поэтому в начале определись, чего ты хочешь от интервью. Сколько раз мы сталкивались с корреспондентами, которые пришли на встречу, сами не зная ЗАЧЕМ! Они мечутся по залу, суетятся, договариваются об интервью, а потом приносят такой материал, что редактор просто приходит в ярость! Что же может быть целью беседы? 1. Получение конкретной, правдивой информации от ответственного лица 2. Подтверждение или опровержение какого-либо факта 3. Завязывание знакомства (может быть и такое) 4. Разъяснения и т.д. Главное - цель должна быть сформулирована абсолютно точно. Ты сам должен знать зачем ты идёшь на эту встречу. Какой материал напишешь потом (учти, никого не удивит сам факт твоей беседы с Владимиром Познером или Аллой Пугачевой). Цель формулирует чаще всего редактор твоей газеты. Без его одобрения не стоит браться за материал! Задай сам себе следующие вопросы: Почему я иду туда? Чего я хочу достичь? Зачем мне этот человек? Зачем мне это интервью? И только тогда приступай к поискам того человека, который располагает всей необходимой тебе информацией! И последняя подсказка Любую тему (абсолютно любую) можно сделать интересной! Подумай, что необычного, интересного, о чем говорит тот или иной факт. Посоветуйся с редактором! И любая самая скучная тема станет интереснейшей статьёй. И последнее…Вместо заключения Ну вот, пожалуй, и всё. Первая подсказка репортёра тобой прочитана. Я представляю, сколько интересных тем будут изучены тобой, сколько друзей повстречаешь ты за годы репортёрской работы. Верь в себя и удачи тебе, журналист!

 

Подготовка материала: ремесло и процесс
Самое тяжелое в жизни начинающего журналиста - это те стрессовые моменты, когда перед ним чистый лист бумаги или пустой дисплей компьютера и редактор сердито требует готовый материал, а слова не приходят. И тут же, рядом, опытные коллеги-журналисты с кажущейся легкостью "выпекают" прекрасные материалы. В такие моменты новички начинают подумывать о том, почему они не выбрали в свое время менее нервное занятие - прыжки с парашютом, например.   У начинающих журналистов будет меньше поводов для отчаяния, если они поймут, что написание информационного материала - это процесс, состоящий из пяти определенных этапов. Знание их поможет новичкам, и даже ветеранам, понимать, на каком этапе создания материала они находятся и как выйти из ступора, когда "не пишется". Одна из причин уныния новичков - это то, что хорошо написанный материал выглядит так, как будто работать над ним было очень легко. В мастерски написанной статье не видно следов тяжкого труда, поисков лида и подтверждающих фактов, многочисленных переработок. Неудивительно, что, когда у новичков получается очередное топорное и неуклюжее "произведение", они начинают сомневаться, достойны ли они хотя бы того, чтобы с них брали налоги как с журналистов. Можно ли вообще стать хорошо пишущим журналистом? Ответ, в общем, положителен, потому что журналистика является таким же ремеслом, как, скажем, столярное дело. Но только самые лучшие умеют превращать ремесло в искусство. Реквизиты хорошего стиля Что требуется для приобретения хорошего стиля? Краткий ответ: интеллект и умение компоновать частности. Кроме того, необходимы практика и умение пользоваться некоторыми основными принципами работы, не говоря уже о любви к языку и абсолютной грамотности. Все это должно стать настолько естественным, чтобы проявляться рефлекторно под прессом сроков сдачи материалов. По истечении некоторого времени новички начинают работать лучше, но только после осознания того, что именно у них не получается. Конечно, практика и упорный труд тоже делают свое дело. Вскоре мы расскажем о некоторых принципах работы, но сначала попробуем исследовать процесс написания материала. Как уже отмечалось, он состоит из пяти этапов. Иногда, особенно у новичков, эти этапы должны идти последовательно друг за другом, но автор должен знать, на каком из них он в данный момент находится. Иногда этапы смешиваются или автор переходит к следующему, не закончив предыдущий. Набрав опыт, можно молниеносно пробегать их все, не особо задумываясь над самим процессом создания материала. Речь идет о следующем: 1) оформление идеи материала, 2) сбор фактов, 3) анализ фактов и составление плана материала, 4) набрасывание черновика, 5) переработка и отделка текста. Часто затруднения журналистов объясняются недостаточно хорошей работой на одном из ранних этапов работы. В таком случае приходится возвращаться назад и переделывать все заново. Давайте последовательно пройдем по всем стадиям работы над конкретным материалом. Первое: идея. Часто она бывает самоочевидной. Разбивается самолет или проходит заседание городского совета - и газета должна дать материал об этом. У журналиста, имеющего постоянное тематическое задание, многие идеи возникают автоматически. Но репортер высокого класса находит идеи вне пределов обыденного. Предположим, что в один прекрасный день в вашем городе появляется стая грачей. Никогда прежде вы не видели такого количества этих птиц сразу. К чему бы это? У вас созревает идея материала, и вы делитесь ею со своим редактором. Вместе вы начинаете планировать, как подать эту идею. У кого следует взять интервью? У орнитологов? Есть ли хоть один в местном университете? У отдельных сограждан, которые тоже не могли не заметить "нашествия"? У представителей городской санэпидемстанции, которая может столкнуться с проблемой птичьего помета как в смысле количества, так и в плане угрозы повышения уровня заболеваемости в городе? Увеличилась ли численность птиц в близлежащих городах? Есть ли план их изгнания? Случалось ли нечто подобное раньше; может быть, стоит покопаться в редакционной библиотеке? Фотографии? Самое время позаботиться об иллюстративном материале. Итак, идея обрастает плотью, и вы начинаете планировать сбор фактов для материала, переходя таким образом ко второму этапу. На втором этапе, собирая информацию, вы можете уже продумывать переход к третьему этапу и начинать составлять план статьи. Фраза, оброненная специалистом-орнитологом, охотником или домохозяйкой, может показаться вам настолько удачной, что вы вынесете ее в лид статьи. Отмечайте все в памяти или в блокноте. Каждое наблюдение или интервью выводит вас на новые источники информации. "Чердак" журналиста Хочу заметить, что человек научится хорошо писать, если создаст нечто похожее на бабушкин чердак. Он должен коллекционировать слова, фразы, образы; собирать цвета, запахи, звуки, движения, качества; культивировать в себе особое восприятие обыденных вещей: спущенной шины, перегоревшей лампочки, разорванного кружева, оброненной записки, последнего удара судьбы, чувства тошноты у человека, окончательно выбившегося из сил... Мы накапливаем эти кусочки и обрывки, зная, что когда-нибудь они нам пригодятся. Все время помните, что материал - это подборка фактов, мастерски изложенных и умело скомпонованных. На этом этапе вы еще не можете знать, какие из них войдут позже в материал. Поэтому набирайте как можно больше фактов, особо отмечая те, которые помогут создать у читателя ощущение его присутствия на месте происшествия. И если в материале использованы все факты из вашего блокнота или диктофона, это означает, что вы недобрали фактического материала. И вот вы в редакции и переходите к третьему этапу - анализу фактов и составлению плана материала. Что будет квинтэссенцией вашей статьи? - спрашиваете вы себя. О чем она на самом деле? Иногда полезно определить суть статьи одним кратким предложением. Такое упражнение помогает принести ваши мысли в порядок. Держите редактора в курсе Кратко проинформируйте редактора, давшего вам задание, о положении дел, ведь в конце концов именно он решает судьбу вашей статьи - объем, место на полосе и т.д. Объясните редактору свою концепцию. Если таковой не имеется или ее формулировка ускользает от вашего возбужденного сознания, он может предложить свой, быть может, лучший вариант. И если вас заносит куда-то не туда, редактор направит вас в нужную сторону. На третьем этапе вы должны принять несколько решений. Какие факты наиболее яркие? Какие резонные вопросы могут возникнуть у читателей и на какие из них они захотят получить ответы в вашей статье? Вы вдруг понимаете, что в собранной информации налицо явный пробел. Вы не узнали, например, в какое время года грачи выводят потомство и сколько у них обычно бывает птенцов. Вы брали интервью у орнитолога, который должен это знать. Вы звоните ему, получаете информацию и заполняете таким образом пробел. Есть и другие важные решения. Каким будет тон статьи? Если нет угрозы здоровью людей и грачи, по всей вероятности, скоро улетят, вы, скорее всего, захотите подать это событие в беззаботно-легком тоне. Если же существует потенциальная угроза здоровью людей, юмористический тон не подойдет. Тон должен соответствовать содержанию материала. О структуре материала. Один из вариантов - "перевернутая пирамида", когда самые важные факты сконцентрированы в лиде, а все остальные расположены последовательно по степени убывания значимости. В варианте "перевернутая пирамида" в одном-двух вступительных абзацах материала даются ответы на пять вопросов: что, где, когда и почему. Также - как. "Перевернутая пирамида", широко используемая в материалах информационных агентств, позволяет сокращать материалы с конца. Другой вариант - очерковый лид, иногда называемый затяжным лидом. Он имеет бесчисленное множество вариаций, и ему отдают предпочтение, если нет риска, что концовка материала будет сокращена из-за нехватки моста па полосе. В любом случае структура материала должна быть тщательно продумана. Пользуйтесь планом, который работает на вас Разные журналисты составляют планы по-разному. Некоторые составляют схему, отдаленно напоминающую план школьного сочинения. Другие готовят простую схему, перечисляя "обязательные" факты и располагая их по номерам - 1, 2, 3... Третьи могут просто отмечать красными чернилами нужные факты из записанных в блокноте. Каким бы ни был ваш метод, вы должны решить, в каком порядке подавать факты, и затем сгруппировать все родственные так, чтобы подать их в одной связке. Главным недостатком многих статей является то, что родственные факты разбросаны. Без плана вы обязательно запутаетесь. Если вы выбрали очерковый вариант лида, вы должны написать концовку материала до того, как приметесь за лид. В противном случае ваша статья в конце "обвиснет". Постарайтесь сделать концовку запоминающейся, заставляющей читателя испытать такие же эмоции, какие испытали вы, когда писали материал. Третий этап - это проверка вашего умения компоновать детали. Журналистика похожа на архитектуру, и прихотливая игра слов не заменит крепкую структуру. Подготовив ее, вы садитесь за устрашающую вас пишущую машинку, с тем чтобы набросать первый черновик. Начинается четвертый этап. Думается, что на этом этапе условия работы идеальны, так как времени писать и переписывать черновик у вас достаточно. Вас только двое - вы и пишущая машинка (или дисплей компьютера). Правилом здесь должно стать следующее: нужно вынести на бумагу или экран хоть что-то. Вы не гравируете золотом на мраморе. Черновики и делаются для того, чтобы их править и переделывать. Ваши первые пять вариантов лида никуда не годятся? Ничего страшного. Скомкайте бумагу или загоните этот мусор с экрана куда-нибудь подальше в электронные внутренности компьютера и - начните заново. Сколько журналистов до вас страдало из-за груд скомканной бумаги под ногами... Одной из причин возможного ступора может быть страх создать что-то не соответствующее придуманным вами же стандартам. Это все та же неосознанная боязнь того, что все написанное будет тут же высечено на мраморе. Черновик - отправная точка. Поэтому напишите для начала хоть что-нибудь. Здесь, на четвертом этапе, вы можете неожиданно осознать, что ваш план неполноценен. В таком случае вам придется вернуться на третий этап и переработать структуру. И лучше вовремя вернуться, чем рваться вперед - к неминуемому провалу. При обсуждении четвертого этапа уместно проанализировать старый принцип "пиши так, как говоришь". Он не совсем верен. Редко можно встретить человека, который говорит точными, краткими, "написанными" предложениями. Цель заключается в следующем - писать так, чтобы создавалось впечатление, что вы рассказываете, но без обычных в разговоре "ахов", "охов" и вступлений типа "Ну, ты понимаешь..." Создание эмоциональной отстраненности Ура! Вот вы и закончили писать первый черновик. Но - будьте осторожны. Эмоции созидания могут соединить вас с этим черновиком так же крепко, как пуповина соединяет мать и дитя. Отделять свое творение от себя очень больно. Будет лучше, если вы достигнете некой эмоциональной отстраненности. Журналисты советуют "замораживать" статью, отпускать ее от себя спокойно. Завтра вы сможете увидеть в ней недостатки, не замеченные сегодня. Жесткие сроки обычно не допускают такой роскоши. И все же в вашем распоряжении если не часы, то хотя бы минуты. Выпейте что-нибудь освежающее. Полистайте комиксы. Смастерите себе ожерелье из бумажных полосок. Сделайте что-нибудь, что поможет снять эмоциональную пелену с ваших глаз. Если ваш редактор не занят, обратитесь к нему за советом. Это поможет сберечь время в дальнейшем. Следующий - пятый - этап: переработка черновика. Может быть, понадобится только легкая шлифовка. Может быть, нужно будет переписывать материал полностью. Приложите все свои усилия и доделывайте его до тех пор, пока редактор не потребует готовый продукт. При доработке пользуйтесь принципами хорошего стиля, список которых вы найдете ниже. Практикуясь, вы сможете быстро обнаруживать многие недостатки материала, а редактор укажет вам на оставшиеся. Перечисленные ниже принципы приведут вас к соблюдению азбучных истин хорошей журналистики, которыми являются точность, краткость и ясность. Точность - потому что неточный материал не просто плох, он может сильно навредить. Краткость - потому что живой, выразительный материал всегда краток и не содержит лишних подробностей. Это, кроме всего прочего, еще и проявление уважения к читателю. И наконец, ясность - если сообщение может быть понято неверно, то так и случится. Когда вы пишете материал, то общаетесь с будущим читателем без обратной связи. Много раз, когда чей-то текст казался мне неясным и запутанным и я обращался к его автору, я заранее знал, что он скажет: "Ну, понимаете, вот что произошло..." Автору не удалось изложить на бумаге то, что так ясно складывалось у него в голове. Вы должны убедиться в том, что факты "легли" на бумагу. Иногда мне попадались и такие журналисты, которые в разговоре смущенно признавались, что не вполне поняли то событие или явление, о котором написали статью. Запутывать читателя - это большой журналистский грех. Не понимая происходящего, вы пытаетесь писать вокруг да около. Это никогда не приводит к добру. И еще раз: черновики - не надпись, высеченная на камне. Правьте. Переписывайте. Делайте все, что нужно. И только после этого сдавайте вашу статью. Если вы сделали все возможное на этих пяти этапах, то можно считать, что вы достигли цели: точности, краткости, ясности. Журналисты прогрессируют, когда учатся распознавать недостатки своей работы. Следовательно, этому стоит научиться. Следующий список поможет вам находить слабые места в вашей работе: 1. Используйте действительный залог. Он более энергичен, чем страдательный. 2. Полагайтесь в основном на существительные и глаголы. Прилагательные и наречия используйте экономно. Сильные, энергичные глаголы лучше всего создают "картинку" в воображении читателя. 3. Пишите в основном простыми повествовательными предложениями: подлежащее, сказуемое, дополнение. 4. Пользуйтесь простыми, короткими словами. 5. Избегайте употребления модных словечек, неблагозвучных слов, штампов, бюрократизмов, любого профессионального жаргона. 6. Пользуйтесь короткими фразами, но варьируйте их длину так, чтобы материал не выглядел монотонным. Одна мысль - одно предложение. Средняя длина предложения - не более 18 слов. 7. Проверяйте согласование времен глаголов. 8. Избегайте излишних подробностей, особенно в лиде. Их можно передвинуть в следующие абзацы. 9. Используйте особенные, "повествующие" детали, чтобы читатель как бы присутствовал на месте действия. 10. Дайте необходимую предысторию. Каждый материал должен "стоять на собственных ногах". 11. Дайте определения всем терминам, которые могут быть непонятны читателям. 12. Используйте аналогии для объяснения сложных явлений. 13. Если вы знакомите читателя с кем-то в начале статьи, сделайте это еще раз при повторном упоминании этого человека, например: "Джонс, бухгалтер". 14. Не оставляйте без ответа ни одного вопроса. Старайтесь отвечать на них сразу после того, как они были заданы. 15. Не делайте голословных утверждений. Например, если вы говорите об уме человека, приведите красноречивый пример. 16. В драматических материалах соблюдайте сдержанный тон. 17. Показывайте, а не рассказывайте. Не "Он гневался", а - "Он молотил по столу кулаками, и глаза его сверкали". 18. Помещайте самые значительные слова предложения в его начале и конце. 19. Не злоупотребляйте прямым цитированием. Приводите цитаты только в том случае, если что-то было сказано в своеобразной манере или есть необходимость привести фразу точно. Обычно пересказ экономит слова. 20. Перед приведением цитаты укажите ее источник. 21. Уберите все несущественные детали. Выразительный стиль - краток. 22. Не растягивайте материал. Большинство тем нуждаются в простом и кратком изложении. 23. При переходе от одной части материала к другой используйте связующие слова и предложения. 24. Прочитайте статью вслух - так легче обнаружить неуклюжие места. Если вы будете следовать этим советам, ваша проза, которая была тяжеловесной, многословной и запутанной, приобретет выразительность, краткость и ясность. Давайте посмотрим, чего можно достичь, следуя некоторым из них. "Сильные, энергичные глаголы лучше всего создают "картинку" в воображении читателя". Например, не "Машина сбила дерево", а "Желтый "фольксваген" врезался в огромный дуб". Глагол во втором варианте более выразителен, характерные черты машины и дерева также способствуют созданию картинки. "Средняя длина предложения - не более 18 слов". Исследования показывают, что понимание читателем текста растет по мере сокращения количества слов в предложениях. Не обязательно каждое предложение должно быть коротким, но сложных, длинных предложений лучше избегать вообще. Если же вы пользуетесь такими предложениями, поищите подходящие союзы - лучше всего "и" и "но". Сложноподчиненные предложения лучше трансформировать в сложносочиненные. Другие пункты списка также помогут вам отшлифовать ваш стиль. Сделайте эти советы частью себя - и вы сможете пользоваться ими автоматически, даже если вы пишете на сумасшедшей скорости при поджимающих сроках. Главное - крепкая структура Хотя вышеприведенные советы и могут творить чудеса в отдельно взятом предложении или абзаце, ваша статья может оказаться неудачной, если ее структура слабовата. Еще раз подчеркнем: хороший материал - это архитектура и структура. Коснемся структуры еще раз. Структура материала в форме "перевернутой пирамиды" очевидна. В лиде вкратце приводится главный факт или факты материала. Затем следует подтверждение. Написать лид такой статьи нетрудно, если в статье всего один или два основных элемента. Проблемы растут с увеличением их количества. Когда нужно отразить сразу несколько важных элементов в первом абзаце или в двух, следует избегать употребления длинных и сложных предложений. Иногда хорошие результаты дает разбивка сложных предложений на два (или более) простых. Едва ли стоит "набивать" все существенное в один абзац, ведь лид может состоять и из двух-трех абзацев. Вот пример двух многоэлементных материалов, построенных в виде "перевернутой пирамиды". День первый и день второй. "Ассошиэйтед Пресс" плавно излагает факты: "Лондон. В четверг жестокий ураган с проливным дождем и ветром, достигавшим скорости 110 миль в час, оставил за собой полосу разрушений в южной части Англии и на континенте. Погибли по меньшей мере 62 человека в пяти странах. Лондон. В пятницу бригады спасателей были подняты по тревоге, чтобы восстановить линии электропередач и очистить автострады от разбитых машин после жестокого урагана, пронесшегося по Западной Европе. Погибло более 90 человек". Если в сложном материале требуется упомянуть несколько фактов сразу, лид может состоять из нескольких абзацев, как в следующем материале об историческом событии, опубликованном в "Вашингтон пост": "Кейптаун, ЮАР. Лидер черных националистов Нельсон Мандела вышел сегодня из тюрьмы свободным человеком после 27 лет заключения и заявил приветствовавшим его сторонникам, что их вооруженная борьба против господства белого меньшинства должна стать более интенсивной. 71-летний Мандела, с которым правительство надеется вступить в переговоры, чтобы прекратить позорную расовую дискриминацию в стране, признал "честность" человека, подписавшего приказ о его освобождении, но сказал, что у черных "нет иного выбора, кроме продолжения" борьбы за политические права. Он также призвал к тому, чтобы международные экономические санкции против Претории продолжались до тех пор, пока полностью не будет ликвидирована система апартеида". Теперь давайте представим себе миллион способов, с помощью которых можно было бы начать наш материал о грачах с затяжно или очеркового лида. Каким бы ни был выбор, первые четыре-пять абзацев, не раскрывающих всего содержания статьи, должны заинтриговать читателя и заставить его решить, стоит ли читать дальше. Но читатель долго ждать не любит. Поэтому где-то к пятому абзацу ему нужно кратко объяснить суть дела. Такой абзац часто называют абзац-орех. Например, лид открывается сообщениями двух-трех удивленных людей о стаях грачей. Ага, у читателя появился интерес. Тогда вы пишете: "Со всех концов города поступают подобные сообщения. Весь округ наводнен грачами. Никто не может с уверенностью сказать, откуда они взялись, как долго пробудут здесь и представляет ли это угрозу здоровью людей". Такая статья, конечно, не потянет на премию, но в ней есть идея. Теперь вы можете один за другим ставить вопросы, которые обсуждали со своим редактором на первом этапе создания материала, а также те, что возникали в ходе сбора информации. Один блок - затем другой Последовательно отвечая на вопросы, вы используете блочную структуру, как будто строите башню из детских кубиков. Расположите вопросы и ответы в наиболее логичном порядке - так, чтобы один блок информации плавно переходил в другой. В данном материале первым вопросом мог бы стать следующий: откуда прилетели эти птицы? Затем следуют пояснения: знают ли специалисты о подобных явлениях и т.д. Есть и другие структуры, например, хронологическая, но она хороша только для определенных материалов. Еще вариант - можно взглянуть на ситуацию глазами разных людей. Вариантов множество. Неизменно одно - наличие крепкой структуры, которая не позволит материалу рассыпаться и свяжет воедино все родственные факты. Вне зависимости от варианта структуры мастерски написанная статья должна быть подобна хорошему скоростному шоссе: она обеспечивает плавное передвижение к месту назначения. Все перемены направления должны быть обозначены яркими, понятными знаками. Когда автор статьи "меняет направление" и переходит к следующему вопросу, он должен сигнализировать об этом читателю. Помогают абзацы, но часто этого недостаточно. Поэтому необходимы связующие звенья. Без этого читатель обязательно собьется с курса и хорошо еще, если ненадолго. Следующие слова и словосочетания могут служить хорошими связующими звеньями: и, но, итак, тем не менее, все же, все-таки, конечно, разумеется, понятно, следовательно, фактически, желательно, общепризнанно, очевидно, поэтому, более того, далее, с другой стороны, действительно, вдобавок и т.д. Иногда требуется нечто более сильное, чтобы направлять читателя. Один из методов называется "крючок" абзаца. Кончается абзац, и последнее его слово вставляется в первое предложение следующего абзаца. Это помогает ввести новую идею. "Крючком" может быть и слово, и фраза. Иногда "крючок" засаживается на несколько абзацев раньше. Но чем ближе, тем лучше - пока слово или фраза еще свежи в памяти читателя. В любом случае связующие звенья помогают читателю не сбиваться с дороги мысли автора. Без крепкой структуры статья "провисает" и даже может развалиться. Опытные журналисты много работают над структурой, что мы советуем делать и вам.

 

КАК ПОДГОТОВИТЬ СТАТЬЮ К ИЗДАНИЮАЗБУКА РЕДАКТОРА СОДЕРЖАНИЕ1. Введение2. Немного о жанрах и структуре издания3. Оформление издания: замысел и решения4. У статьи свое лицо (заголовок, преамбула, иллюстрации)5. Работа с текстом: кое-что о врезах, шрифтах и смысловых блоках6. Поля в издании или пустое место?7. Средства художественного оформления ВВЕДЕНИЕГазета в вашей школе? Журнал, который затмит самые популярные издания?Изумительный литературный альманах, от корки до корки сделанный учениками вашего класса?Почему бы и нет! Не пугайтесь, что вы не занимались издательским делом. Если у вас есть желание, начинайте работать. А наша брошюра поможет вам решить эту задачу.Идея брошюры об абзацах издательского дела родилась благодаря конкурсу школьной периодики "Больше изданий хороших и разных". В одно мгновение он поделил участников на две неравные группы, и большую составили те, кто лишь недавно отважился взяться за издательский гуж. Их работы показали, что именно мешает начинающим добиться успеха и достойно представить свои творения читателям. Ведь в 12-15 лет, когда рассказы и стихи сочиняются сами собой, легче написать с десяток произведений, чем по всем правилам издать одно. Иногда, правда, это получается, и тогда дети открывают для себя, что издательское дело – тоже творчество. Но чаще всего не получается, потому что это непростая профессия. Небольшой брошюры, конечно же, недостаточно, чтобы обучить школьников серьезному ремеслу. У нее другая задача: на конкретных примерах рассказать об основах редакторской работы.Назовем это азбукой. НЕМНОГО О ЖАНРАХ И СТРУКТУРЕ ИЗДАНИЯ Однажды вам пришла на ум замечательная мысль - выпускать в школе вместе с друзьями свой собственный и настоящий журнал.. или газету?.. или альманах?.. Неважно. Там будут ваши рассказы, стихи школьных поэтов, разные статьи и заметки: о моде, уроках, школьных праздниках, спортивных турнирах. Стоп, стоп, стоп. Это как раз очень важно - что именно вы собираетесь издавать. Если кроме кипы заметок, разрозненных репортажей и реплик типа "Не могу молчать!", изложенных на тетрадных листках, ничего нет, вам лучше издавать газету. А это значит - заниматься фотосъемкой, интервью, создавать в школе маленькую редслужбу, которая бы знала заранее обо всем, что будет происходить в alma mater, озадачить корреспондентов не чем-нибудь, а продуманными заданиями,потому что план номера уже должен быть у вас в голове. Вам предстоит готовиться к школьным событиям загодя, подбирать и расставлять материал, потому что не все статьи, оказывается, могут соседствовать друг с другом на полосе.Может быть, тогда журнал? Там будут и рассказы, и статьи о музыке (кто-то из друзей будет вести эту рубрику) или вообще об искусстве. Будут и стихи, и литературоведческие материалы, и что-то о вечных проблемах: любовь, или - отцы и дети. Короче, классический набор журнальных рубрик молодежного издания. (педагоги добавят от себя: уроки, история школы)Хорошо, жанр издания мы нашли: это журнал. Это вам как-то ближе. Тогда прежде чем определиться, какие именно рубрики вам нужны, установить их очередности в номере, чтобы не получилось "каши", необходимо решить, для чего вообще ваш журнал создается. Развлекать читателя? Просвещать? Думать? (опять возникают педагоги: воспитывать!) Какие темы - социальные, культурные, образовательные или чисто молодежные - получат приоритет, а какие пойдут на второй план. Только после ответов на эти вопросы удастся разработать концепцию журнала и подобрать нужные рубрики.Как бы удачно вы ни решили эти проблемы, надо исходить из того, что читатель (даже если он ваш большой друг) не одолеет в журнале больших текстов по соседству. А увидев третий, вообще забросит "скукотищу" в угол. Если редактор озаботиться таким исходом, то обязательно ограничит размеры рубрик и, соответственно, начинающих авторов. Пусть журнал будет потоньше, зато поинтереснее.Как еще сохранить внимание читателя? Можно давать небольшие материалы разных жанров: интервью, занимательные хроники, новости из мира музыки, - естественно, не в ущерб профилю журнала или тематике номера. На анекдотах ведь далеко не уедешь. Но такие небольшие материалы требуют к себе очень чуткого отношения. Чтобы не потеряться среди таких же карликов или фирменных рубрик, они должны иметь свое лицо. С ними, оказывается, тоже проблемы. И вот здесь на помощь приходят средства оформления издания. ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДАНИЯ: ЗАМЫСЕЛ И РЕШЕНИЯЕсли вы еще не раздумали выпускать журнал, время поговорить о его оформлении. Только концепция и тема подскажут вам, как сделать идеальную обложку, придумать заголовки и подобрать иллюстрации. Ведь если ваш журнал делают третьеклассники и пишут о своих учителях, он должен отличаться от журнала, который пишут учителя от третьеклассниках. И читатель должен понять это, еще не глядя в текст.Что в издании главное? Чему отдать предпочтение - содержанию или оформлению? Здесь каждый решает сам, чем привлечь ему своего читателя. Но в любом случае, учителя это ли третьеклассники, придется в конце концов сводить содержание и оформление воедино. Согласитесь, заметка с грубым подростковым слэнгом не будет смотреться в строгом журнале с черно-белой обложкой. Поэтому лучше всего отдать предпочтение единому замыслу. Воплотившись, он будет и читателя привлекать, и работать на содержание. Да еще как! Увидев стопку журналов в библиотеке, ваши одноклассники бросятся со всех ног именно к вашему детищу. Это значит, что они узнают его "в лицо". Примите поздравления: вам удалось найти стиль журнала. А это, поверьте, немало.Теперь о главном - из чего складывается стиль издания, в чем выражается. Иначе: какими средствами можно создать его? Ими могут быть и формат журнала, и особенности размещения иллюстраций (рисунков, фотографий - в зависимости от того, что будет выбрано); и пропорции текста, размеры полей, особенности оформления заголовков, подбор шрифтов, - все вместе они должны составлять единую схему оформления номера. Выделить что-то в этом перечне невозможно. Добавить к нему еще кое-что - пожалуйста. Можно, например, использовать орнаменты, заставки, цветовые решения. И если все это не будет по крайней мере противоречить друг другу, - вы на верном пути.Возможно, редактор школьного издания, наслушавшись таких речей, обозлиться вконец: "Легко вам рассуждать ''вообще''!" Хорошо. Давайте повернем от общего к частному и на отдельных примерах разберем наш перечень. Начнем хотя бы с журнальной статьи. У СТАТЬИ СВОЕ ЛИЦО (ЗАГОЛОВОК, ПРЕАМБУЛА, ИЛЛЮСТРАЦИЯ)У вас в руках - листок в клеточку, исписанный детским почерком. Это статья для журнала. Вам предстоит поместить ее на белую страницу и каким-то магическим способом заставить читателя прекратить деловое перелистывание страниц и обратиться к тексту.Наш разговор об одной - единственной статье мы начинаем со стиля вашего журнала. Одна страница должна быть миниатюрной копией целого. а всех остальных - журнальная страница должна не только просвещать, но и увлекать. Иначе эти "остальные" не дочитают и третьей строчки самой интересной в мире статьи. Если вообще примутся за чтение. Тексту просто необходимо оформление, которое будет привлекать внимание читателя. заголовок статьи - самое первое, что попадается на глаза. 1. оформление начала статьи и заголовкаСтатья начинается с заголовка. Но представляет ее первая страница, и многое будет зависеть от того, что редактор на этой странице разместит. Можно дать обычную иллюстрацию по теме, а можно, погрузить читателя в атмосферу статьи - сделать фотографию во всю страницу и на ее фоне разместить и заголовок, и содержание.2. Оформление заголовка статьи с использованием различных шрифтовКаждому тексту - по шапке! То есть по заголовку, стоящему над текстом статьи. Прежде всего он должен быть выразительным: привлекать внимание не только своим графическим исполнением, но и смыслом. Ведь цель заголовка – заинтересовать читателя.3. Подзаголовок статьи, раскрывающий тему материала и жанр публикацииКаким бы выразительным ни получился у вас заголовок, он не резиновый и не может вместить всей важнейшей информации, особенно если требуется сообщить читателю сведения о жанре материала, способе его подачи или аудитории, на которую он рассчитан. В таких случаях используют подзаголовок. Им может стать основная идея текста, эпиграф или название жанра публикации - то, что привлечет к ней "своего" читателя.4. Размещение преамбулы к статьеЕще один элемент оформления, который уже использовался в предыдущих примерах, - преамбула, или вводная часть. Она подготавливает заинтересовавшегося текстом читателя к восприятию информации, дает ему для этого первые необходимые сведения. Основное требование к преамбуле - это самостоятельность и завершенность ее текста. Поэтому она и набирается другим шрифтом и композиционно отделяется от текста статьи.5. текст статьи, иллюстрированный рисунками и фотографиямиПрежде чем что-то прочесть, обязательно рассматривают картинки. Это закон восприятия любой информации. Поэтому иллюстрации - тоже своеобразная преамбула к тексту, и, подбирая их к статье, стараются прокомментировать с их помощью ее ключевые положения. Кроме того, иллюстрации и фотографии могут метафорически раскрывать смысл статьи.6. Использование полей, "врезов" и разбивки текста на смысловые блоки (главки) РАБОТА С ТЕКСТОМ: КОЕ-ЧТО О "ВРЕЗАХ", ШРИФТАХ И СМЫСЛОВЫХ БЛОКАОчень часто текст публикации занимает несколько страниц. Этому массиву необходимо придать удобную для чтения форму: найти места для иллюстраций и комментариев, выделить наиболее интересные фрагменты, разбить текст на смысловые блоки7. В тексте статьи - "врезы" - фотографииСпособов, как помочь читателю, существует множество. Прежде всего это "врезы". В стройную колонку основного текста статьи слева, справа или по центру врезаются посторонние: рисунки, "другие" тексты, фотографии, цитаты, комментарии. И статья оживает.8. Использование рисунка в качестве "вреза" по центру"Врез" с рисунками, сделанный по центру, преобразует однородное поле текста вудобный двухколонник, да к тому же еще и иллюстрирует его. Это просто идеальноеместо для ряда небольших однотипных иллюстраций: они составляют дополнительнуюколонку материала9. "Подверстки" могут внести в статью дополнительную темуИспользование ряда иллюстраций в качестве "врезов" предоставляет еще однувозможность. Если подобрать иллюстрации с умом, в их последовательность, как вкадры кинофильма, можно будет заложить дополнительный сценарий со своимразитием. Главное, чтобы он перекликался с темой стаьи. И тогда получится двасюжета в одной стаье.10. Текстовые "врезы" разгружают стаьюТекстовые "врезы" могут дополнять содержание статьи и состоять из справочныхданных, цитат по теме стаьи или ее ключевых положений. Прежде всего они"разгружают" статью и в то же время приковывают к ней внимание.11. Использование различных шрифтовУ разных шрифтов на странице разное назначение. Жирным шрифтом выделяют ключевыеслова, предложения или абзацы, курсивом - оформляютцитаты или расставляютсмысловые акценты. Можно также использовать шрифты разного начертания(гарнитуры) или размера (кегла). В этой игре у вас неограниченные возможности, иочень важно не заиграться, иначе текст будет напоминать непроходимые джунгли.12. Разбивка статьи на смысловые блоки (главки)Работа перед редактором ювелирная - расставить в авторском тексте акценты,которые помогут читателю справиться с содержанием статьи. Для этого применяютподзаголовки, применяют отбивки (пробелы) или используют разные шрифты.Чтобы сделать статью удобной для чтения, текст разбивают на смысловые блоки.Еще один путь - отделять смысловые блоки друг от друга текстовыми "врезами" илиже иллюстрациями. Если при этом удается найти верные решения, сплошной массивтекста приобретает после такой огранки ясность и стройность.ПОЛЯ В ИЗДАНИИ ИЛИ ПУСТОЕ МЕСТО?С понятием "поля страницы" школьники знакомы отлично. Да-да, это те самыенеисписаные поля в тетрадке. В нашем случае - незапечатанные участки вокругполосы набора.Поля могут оставаться абсолютно пустыми, или на них могут быть выдвинуты"врезы", иллюстрации, "заметки на полях", афоризмы.14-15. Использование полей на разворотеВ этих примерах полям отводится не последняя роль: словесные портреты классовнаходят на них свое продолжение. С левой стороны помещениы фотографии"действующих лиц", справа - принадлежащие им афоризмы. И в результате совершенноразные - противополжные поля - становятся единым целым16-17. Соотношение текста и свободного пространства - "воздуха" - на странице.Нив коем случае не лишайте страницу пустого пространства! Глаз читателязадохнется без воздуха. Оставляйте пробелы между заголовками и текстом,пространство между колонками, те же поля, - не жалейте бумаги. Знаете, как напрофессиональном языке полиграфистов называется отсутствие отступа в начальнойстроке абзаца? ТУПОЕ начало!Вы ведь не хотите, чтобы у вашей стаьи было ТУПОЕ выражение лица?Добиться хорошего результата можно, если увеличить размеры полей. А чтобысохранить при этом необходимые пропорции текста и "воздуха", на поля выносят"врезы" или иллюстрации.СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯВизуальный ряд может быть прямым и иллюстрировать содержание материалапортретами персонажей, фотографиями, рисунками. Кстати, детские риснки смотрятсяна странице не хуже, чем рисунки профессионалов, особенно когда имииллюстрированы стихи или рассказы юных авторов.18-19. Использование рисунков для художественнго оформления и отбивок в подборкестихотворенийА можно создать определенную атмосферу, связанную с темой публикации так, чтобывызвать у читателя соотвествующее настроение. Такие рисунки не могут бытьоднотипными. Потребуется сочетание иллюстраций разных форматов, составлениекомпозиций, которая заменила бы текст и создала необходимую атмосферу, - азначит воздух, без которого никуда.20. Применение композиции фотографийИзвестно, что фотография - это искусство. Но такое же искусство - выбрать изимеющихся фотоизображений "самые-самые" и умело разместить их на полосе.

Продумать композицию - значит решить эту задачу.

 

 

ПРАВИЛА ХОРОШЕГО СТИЛЯ:

 

1.Используйте действительный залог. Он более энергичен.

 

2.Выбирайте сильные энергичные глаголы. Они создают более точную картину событий. Прилагательные и наречия используйте экономно.

 

3.Пользуйтесь простыми словами, не употребляйте модные словечки.

 

4.Фразы не должны быть длинными. Одна мысль - одно предложение.

 

5.Используйте детали, создающие у читателя впечатления присутствия.

 

6.В материале должна быть и предыстория события, чтобы не оставалось неясностей.

 

7.Для объяснения сложных явлений используйте сравнения. Сложные темы объясняйте.

 

8.Значительные слова ставьте в начале и конце предложения.

 

9.Прочитайте статью вслух. Так легче обнаружить неуклюжие места.

 

10.ЧИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВСЕ.

Никаких недомолвок!