Сопротивление местных индийских племен. Отказ от завоевания Индии.

В Индии Македонский снова встретил сильное сопротивление местных народов. Здесь царь проявил беспощадную жестокость в их покорении. Одной из особенностей его политики было разжигание межплеменной вражды среди местных[20]. Инды упорно сопротивлялись завоеванию. Против македонцев выступили гуреи, ассакены, малы, оксидраки[21]. Город Певкела сопротивлялся войскам Александра месяц (Arr., IV, 22). Индийский поход оставил экономический, культурный и этногенический след. С одной стороны впервые установилась непосредственная связь между Западом и Индией, с другой – македонское завоевание вызвало консолидацию индийских племен в борьбе с захватчиками[22].

Македонский все еще верил в беззаветную верность своих солдат. Когда он решил отправиться в Индию за реку Ганг, то сначала позволил солдатам заняться грабежом, а их детям и женам выплатил месячное жалованье и выдал хлебный паек. По возвращении солдат царь произнес обдуманную речь. Однако солдаты отказались идти дальше (Diod., XVII, 90). Их отказ был вполне логичен. Уже прошло восемь лет с начала восточных походов, армия устала, оружие никуда не годилось, старая одежда была изношена и изорвана, у лошадей стерлись копыта (Diod., XVII, 90). Александр уже никак не мог заставить своих воинов идти за ним, в противном случае его бы ожидал бунт. Поэтому македонский царь и его уставшая армия повернули назад.

Александр сталкивался еще с сепаратистскими настроениями в Элладе (Diod., XVII, 111) и казнил сатрапов (Diod., XVII, 106), но это уже были не столь масштабные оппозиционные явления. Третий этап оппозиционного движения во время восточных походов завершился вместе с самими восточными походами в 324 г. до н.э. Его особенностью стали внутренние оппозиционные настроения, как среди приближенных царя, так и в самой армии, которая уже не хотела воевать.