Наблюдение и измерение, их статистическая обработка.
а) Наблюдение в КСИ — это метод сбора первичной информации об объекте путем непосредственного восприятия (например, его болезни и т.п.) и прямой регистрации всех факторов. Наблюдения характеризуются систематичностью,ипланомерностью и целеустремленностью.
б) Особенности наблюдения — связь наблюдателя с объектом
наблюдения; наличие субъективизма в исследовании (например, врач исходит из своего личного опыта); наличие у
наблюдателя эмоциональности восприятия (психологическое восприятие) врачом своего пациента; сложность повторного наблюдения (отсутствие идентичности наблюдаемых факторов).
в) Применение наблюдения. Наблюдение редко бывает основным методом сбора социологической информации и применяется наряду с другими методами, когда информация не может быть получена иным способом.
г) Наблюдение используется: как источник информации об
объекте; для построения гипотез; для проверки данных,
полученных другими методами.
д) Этапы наблюдения в КСИ:
Установление объекта и предмета наблюдения, определения цели, постановка задач.
Обеспечение доступа к окружающей среде объекта исследования (возможно заболевание носит социальный характер).
Выбор способа (вида) наблюдения и разработка процедуры на основе предварительного собранного материала.
Подготовка технических документов (во врачебном обследовании — результаты всех анализов для истории болезни).
Проведение наблюдений, сбор данных, накапливание информации, запись результатов наблюдения выполняется в виде: краткой записи (например, в истории болезни); карточек, регистрирующих информацию (например, результаты лабораторных обследований больного); протокола наблюдений (возможных консилиумов, консультаций с коллегами); дневника наблюдений (ежедневные записи в истории болезни); фотографирование или фотозаписей.
Контроль наблюдения осуществляется разными способами: проведением разговора с участниками ситуации; обращением к документам, связанным с данным событием; верификацией результатов.
Отчет о наблюдении должен содержать: тщательную документацию о времени, месте и обстоятельствах производственного наблюдения; информацию о роли наблюдателя в коллективе, способе наблюдения; характеристику наблюдаемых лиц; подобное описание наблюдаемых факторов; собственные заметки и интерпретации наблюдателя.
2. Опрос как метод сбора первичной социальной информации
а) Определение:опрос — это метод сбора первичной вербаль
ной информации от респондентов, полученными метода
ми непосредственными — интервью, собеседование или
опосредованным — анкетирование.
б) Основные фразы опроса:а) адаптация с целью создания у
респондента мотивации ответить на вопросы и подготовки
его к исследованию; б) собственно опрос.
в) Типы и виды вопросов:любой исследователь, в том числе
врач, проводя анамнез, должен сгруппировать все свои вопросы в три типа (вида):
— Функционально-психологические вопросы используются
для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, а также для снятия нежелательных установок, возникающих у респондентов. Например, поступив в палату, новый больной первым делом осведомится у соседей по
койке о том, какой "хороший" или "плохой" врач ведет их
палату. Врач должен быть готов к снятию неадекватного к
себе отношения со стороны своих пациентов.
— Вопросы — фильтры — предназначено для выяснения, от
носится ли респондент к той группе людей, для которых
предназначен вопрос.
- Контрольные вопросы используются с целью проверки полученных данных.
г) Последовательность вопросов!
Любой исследователь (в том числе врач) должен позаботится о логичности и последовательности задаваемых вопросов. Предлагаем следующую схему:
Первый вопрос— это вопрос — фильтр, который выясняет, осведомлен ли опрашиваемый о проблеме вообще и думал ли он о ней (например, больной о своей болезни).
Второй вопрос— выясняется, как опрашиваемый в общем относится к данной проблеме.
Третий вопрос— предназначен для получения ответов по конкретным моментам проблемы.
Четвертый вопрос— помогает выяснить причины взглядов опрашиваемого.
Пятый вопрос— направлен на выявление силы этих взглядов, степени субъективной веры, убежденности.
д) Виды и разновидности опроса— анкета и интервью.
Факторы, влияющие на эффективность анкеты:
1 группа факторов— установка респондента относительно целей исследования (их значимость в глазах респондента); установка
респондента к организации, проводящей исследование; общие социальные установки и ценности ориентации респондента, связанные с его социальным статусом, уровнем развития, степенью социализации.
2 группа факторов— мотивизация респондента дать интересу
ющую исследователя информацию; общее развитие респондента;
информированность респондента относительно обсуждаемых в исследовании явлений и тем.
— Для эффективности анкеты учитывают следующие требования:
В последние годы в больничных отделениях стал активно использоваться метод анкетного опроса больных. Даже беглый взгляд иногда позволяет зафиксировать, что эти анкеты часто составлены врачами социологически неверно, что сказывается на объективности ответов опрашиваемых. Поэтому предлагаем следующий уровень социологических требований:
—все вопросы и высказывания в анкете должны пониматься
и интерпретироваться всеми респондентами одинаково;
—формулировка вопросов должна поддерживать в респонденте мотивизацию дать интересующую исследователя информацию;
—формулировка вопросов должна учитывать возможность
неосведомленность респондентов об интересующем исследователя объекте, а также возможное отсутствие у респондента интересующих исследователя мнений и установок;
—формулировка вопросов анкеты должна учитывать то возможное обстоятельство, что часть респондентов неспособно адекватно доминировать переживания и мысли.