Научная и практическая проблема.

а) Часто не знают, где начало, где конец исследования. Ре­шить научную проблему — значить получить новое знание
или создать теоретическую модель, идеальную схему, объяс-­няющую то или иное явление. На основе этого знания вы­рабатываются практические рекомендации.

б) "Минным полем" для исследования (особенно начинающего) могут оказаться "мнимые проблемы", которые либо
не отражают реальной ситуации, либо слишком широки, и
не могут быть решены в принципе или за реальный отрезок времени.

в) Часто в самом начале исследования не всегда удается ясно
и четко сформулировать научную проблему. Это не страшно. В этом случае она намечается лишь в самых общих чер­тах, а при разработке других частей программы ее форму­лировка уточняется.

Цели и задачи КСИ.

а) Прежде всего определяется цель КСИ, его ориентация, т.е.
решаются теоретические или прикладные задачи от чего
зависит вся логика КСИ. Программа КСИ должна четко
отвечать на вопрос: на решение какой проблемы и на по­лучение каких результатов ориентируется данное исследо­вание.

б) Логика КСИ обусловлена содержанием проблемы, задаваемым центральным вопросом. В теоретически ориентированном КСИ прежде всего решаются теоретические (основные), а затем практические (не основные) задачи, в прикладном КСИ — наоборот.

в) Основные задачи соответствуют цели КСИ. Не основные ставятся для подготовки будущих КСИ и решаются на ма­териале, полученном для поиска ответа на центральный вопрос.

Объект КСИ.

а) Объект КСИ (в социальной системе — это деятельность
людей и условия этой деятельности; единица наблюдения
— это сами люди.

б) Предмет КСИ — это изучаемая сторона объекта. Одному
объекту может соответствовать несколько предметов ис­-
следования.

в) Объект и предмет КСИ могут совпадать, когда не обходи-
мо изучить все стороны объекта.