Научная и практическая проблема.
а) Часто не знают, где начало, где конец исследования. Решить научную проблему — значить получить новое знание
или создать теоретическую модель, идеальную схему, объяс-няющую то или иное явление. На основе этого знания вырабатываются практические рекомендации.
б) "Минным полем" для исследования (особенно начинающего) могут оказаться "мнимые проблемы", которые либо
не отражают реальной ситуации, либо слишком широки, и
не могут быть решены в принципе или за реальный отрезок времени.
в) Часто в самом начале исследования не всегда удается ясно
и четко сформулировать научную проблему. Это не страшно. В этом случае она намечается лишь в самых общих чертах, а при разработке других частей программы ее формулировка уточняется.
Цели и задачи КСИ.
а) Прежде всего определяется цель КСИ, его ориентация, т.е.
решаются теоретические или прикладные задачи от чего
зависит вся логика КСИ. Программа КСИ должна четко
отвечать на вопрос: на решение какой проблемы и на получение каких результатов ориентируется данное исследование.
б) Логика КСИ обусловлена содержанием проблемы, задаваемым центральным вопросом. В теоретически ориентированном КСИ прежде всего решаются теоретические (основные), а затем практические (не основные) задачи, в прикладном КСИ — наоборот.
в) Основные задачи соответствуют цели КСИ. Не основные ставятся для подготовки будущих КСИ и решаются на материале, полученном для поиска ответа на центральный вопрос.
Объект КСИ.
а) Объект КСИ (в социальной системе — это деятельность
людей и условия этой деятельности; единица наблюдения
— это сами люди.
б) Предмет КСИ — это изучаемая сторона объекта. Одному
объекту может соответствовать несколько предметов ис-
следования.
в) Объект и предмет КСИ могут совпадать, когда не обходи-
мо изучить все стороны объекта.