Языковая личность
Понятие языковой личности используется в смежных с теорией коммуникации дисциплинах - языкознании, психолингвистике, социолингвистике, социальной антропологии. В предметную область этих наук входит проблематика, связанная с ролью антропогенных факторов в процессах динамики речевых структур, с социальной дифференциацией речевых практик и т.п. И категория языковой личности является органичной для этих дисциплин, используясь там для обозначения характеристик личности, связанных с ее реализацией в речевой деятельности.
С точки зрения теории коммуникации, языковая личность – это один из видов коммуникативной личности, коммуникативная деятельность которой выступает в форме речевой деятельности. В структурном плане в рамках этого подхода языковая личность воспроизводит все элементы коммуникативной личности с той лишь оговоркой, что каждый из них ограничивается рамками вербальной коммуникации.
В языкознании и социолингвистике приняты несколько другие подходы к характеристике языковой личности. Дадим их краткую характеристику, опираясь на работы Ю.Н.Караулова и его последователей.[18] Языковая личность здесь понимается как «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются
а) степенью структурно-языковой сложности,
б) глубиной и точностью отражения действительности,
в) определенной целевой направленностью»[19]
Если говорить о структурной модели языковой личности, то школа Ю.Н. Караулова выделяет три ее элемента:
1) вербально-семантический,
2) лингво-когнитивный и
3) мотивационный.
Критериями выделения данных элементов являются типовые коммуникативные модули, присущие вербальной коммуникации — слова, обобщенные понятия — концепты и коммуникативно-деятельностные потребности, а также характеристики взаимодействия между этими модулями.
Вербально-семантическое измерение языковой личности определяется собственно ее лексиконом, т.е. полным набором лексических единиц, которые она применяет в своих коммуникативных практиках, а также способами пользования этим лексиконом в реальных ситуациях общения.
Лингво-когнитивное измерение определяется способами вербализации личностью характеристик окружающей ее природной и социальной реальности. В процессе социализации индивид формирует свое мировоззрение, целостную картину мира и причинно-следственные связи внутри нее. Это серьезная когнитивная деятельность, результатом которой является присущая личности система концептов – выраженных в вербальной форме понятий и категорий, характеризующих ее миропонимание и мирообъяснение.
Мотивационное или, как, если пользоваться терминологией В.П.Конецкой, прагматическое измерение языковой личности определяется целями и задачами коммуникатора, его интересами, мотивами и конкретными коммуникативными установками. Именно мотивированность коммуникативного актора, которая, как пишут Ю.Н.Караулов и вслед за ним В.П.Конецкая[20] представляет собой единицу прагматического уровня языковой личности, служит наиболее существенным фактором, обусловливающим ее индивидуальные особенности.
Коммуникативная компетентность личности
Понятие коммуникативной компетентности личности является важным не только для теории, но и для практики коммуникации. В теоретическом плане оно развивает понимание коммуникативной личности, более полно раскрывает характеристики ее функционирования в системе социальных взаимодействий. На прикладном уровне как сама эта категория, так и методы ее практического использования являются необходимыми для оценки качества функционирования профессиональных коммуникаторов, для управления персоналом, для организации системы подготовки специалистов, для анализа конфликтных и кризисных ситуаций и для многих сопряженными с названными управленческих задач.
Нельзя сказать, что современной науке о коммуникациях проблема коммуникативной компетентности личности обойдена вниманием. Напротив, в последние десятилетия ей посвящаются все больше работ. Среди ученых, разрабатывавших различные стороны этой проблемы, назовем Ю.Н.Емельянова[21], А.А.Бодалева[22], Ю,Н.Жукова[23], Н.Ю.Хрящеву[24], И.И.Серегину[25], Ф.И.Шаркова[26], М.А.Василика и его коллег[27] и др. Однако до настоящего времени многие из теоретических и практических задач в рассматриваемой области не получили адекватного решения. К числу наиболее важных из них отнесем следующие. Во-первых, это задача строго определения понятия "коммуникативная компетентность личности", отграничения его от смежных понятий, таких, как коммуникативная эффективность и коммуникативная результативность. Во-вторых, это задача определения параметров коммуникативной компетентности. В-третьих – задача измерения и оценки коммуникативной компетентности специалистов в разных сферах деятельности.
К предметной области теории коммуникации относятся первые две задачи. Обратимся к их решению.
В научной литературе представлено несколько подходов к пониманию коммуникативной компетентности. Так, М.А.Василик определяет ее следующим образом: "Коммуникативная компетентность представляет собой определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе"[28]. Ф.И.Шарков под коммуникативной компетентностью понимает "умение выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации"[29].
Ни то, ни другое определение нельзя признать удовлетворительным в силу следующих факторов. Прежде всего, они не опираются на базовое понимание категории компетентности как таковой. Между тем, в словосочетании "коммуникативная компетентность" прилагательное "коммуникативная" является предикатом базового понятия "компетентность". Далее, приведенные определения опираются на не в полной мере адекватные представления о коммуникативной личности как социальном субъекте, реализующем коммуникативные практики. Первое из определений фактически расширяет коммуникативные практики до всего поля социальных практик личности. В результате без какой-либо аргументации коммуникативная компетентность личности приравнивается к значительно более широкой категории – социальной компетентности. Второе определение, напротив, необоснованно сужает понимание рассматриваемой категории, сводя ее только к умению выбора коммуникативных кодов.
Кроме того, можно высказать дополнительные замечания к дефиниции, предлагаемой М.А.Василиком и его коллегами. Если отбросить уточняющие элементы, эта концепция представляет коммуникативную компетентность как некоторый уровень сформированности опыта взаимодействия субъекта с другими субъектами. Такая интерпретация рассматриваемой категории уязвима по нескольким основаниям. Во-первых, сомнительна сама увязка категории компетентности с вербальной конструкцией "уровень сформированности опыта". Во-вторых, эта концепция замыкает коммуникативную компетентность только на личностный опыт, оставляя за скобками такие важнейшие компоненты коммуникативной личности, как знания и способности.
Под компетентностью в самом общем виде понимается обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение.[30] В более широком плане компетентность – это способность субъекта реализовывать свою компетенцию в той или иной сфере деятельности.
Компетенция в данном контексте обозначает некоторую зону ответственности, круг обязанностей, функцию или набор функций, закрепленных за социальным субъектом в системе социального функционирования (социальная компетенция) или общественного разделения труда (профессиональная компетенция)[31].
Возможны два понимания компетентности – нормативное и терминальное. Нормативное понимание трактует категорию компетентности как свойство субъекта реализовывать свою компетенцию в тех пределах, которые в данном обществе (сообществе) являются социально признанными (нормальными). Выход за пределы нормативного интервала как снизу (недокомпетеность), так и сверху (гиперкомпетентность) полагается аномальным и подпадает под категорию некомпетентности. При таком понимании компетентность субъекта имеет некоторый протяженный характер и возможна постановка вопроса о большей или меньшей компетентности. Если субъект реализует свою компетенцию на более низком значении нормативного интервала – он менее компетентен. Если на более высоком – его компетентность выше. Терминальное понимание компетентности трактует норму не как интервал, а как некоторую строго заданную величину. При таком подходе возможны только два состояния реализации компетенции личности в какой—либо сфере деятельности – компетентность и некомпетентность. Мы в дальнейшем будем пользоваться нормативным пониманием категории компетентности. Опираясь на это понимание можно сформулировать так называемое метрическое определение компетентности: под компетентностью субъекта будем понимать меру реализации его компетенции или, иными словами, характеристику качества реализации компетенции в той или иной сфере деятельности
Рассматривая категорию компетентности можно выделить общую и специальную компетентность.
Первая тесно связана с процессами социализации и еще может быть обозначена как социальная компетентность личности. Под общей или социальной компетентностью будем понимать способность социального субъекта нормально (т.е. в пределах диапазона, заданного социальными нормами) функционировать в обществе.
Специальная (профессиональная) компетентность представляет собой способность социального субъекта нормально (т.е. в пределах диапазона, заданного соответствующими социальными нормами) функционировать в специализированной сфере деятельности и в профессиональном сообществе, эффективно реализовывать специализированную (профессиональную, должностную и т.п.) компетенцию. Специальная компетентность является функцией специального образования, профессиональной социализации и профессионального опыта.
Коммуникативную компетентность в самом общем виде можно определить как способность личности нормально (т.е. в пределах диапазона, заданного соответствующими социальными нормами) функционировать в качестве коммуникативного актора. Или, если пользоваться метрической версией дефиниции, под коммуникативной компетентностью будем понимать качество выполнение социальным субъектом функций коммуникативного актора.
Принципиально важным для данного понимания коммуникативной компетентности является ее замкнутость на нормативный диапазон. Эта замкнутость означает, что категория коммуникативной компетентности по своей природе релятивна. В зависимости от нормативного диапазона того или иного элемента социума одна и та же личность может быть признана комммуникативно компетентной в одном сообществе и некомпетентной в другом.
Коммуникативная компетентность личности в общем случае складывается из двух составляющих – общей и специальной коммуникативной компетентности. Для большинства индивидов, тех, чья профессиональная деятельность не связана с организацией и осуществлением коммуникации, общая коммуникативная компетентность совпадает с коммуникативной компетентностью как таковой. Общая коммуникативная компетентность является частью социальной компетентности личности. Она характеризует способность индивида к общению в различных ситуациях и реализуется на уровне обыденных коммуникаций, повседневных практик информационного взаимодействия, как в бытовой, так и в профессиональной сфере. Для профессиональных коммуникаторов помимо общей необходима еще и специальная коммуникативная компетентность. Последняя представляет собой своеобразный "высший пилотаж" коммуникативных знаний, умений и навыков, которые необходимы коммуникатору для выполнения профессиональных функций. Специальная коммуникативная компетентность, как и любая специальная компетентность, требует специальной подготовки.
Категорию коммуникативной компетентности не следует смешивать с категориями коммуникативной результативности или коммуникативной эффективности. Под коммуникативной результативность следует понимать меру достижения цели коммуникатора в результате инициированного им взаимодействия. Под коммуникативной эффективностью понимают приведенное к единому знаменателю (стоимостному или иному) соотношение эффектов коммуникации, соответствующих цели коммуникатора, и ресурсов, использованных коммуникатором для достижения этих целей в данном взаимодействии. По своему содержанию понятие коммуникативной компетентности ближе всего к понятию коммуникативной квалификации личности.
Переходя к решению второй из обозначенных нами для настоящего раздела задач, отметим, что попыток формирования перечня параметров коммуникативной компетентности личности в научной литературе можно обнаружить даже больше, чем формулировок определения этой категории. Эти перечни носят более или менее детализированный характер. Так Ф.И.Шарков обозначает только один параметр - умение общаться как основную составляющую коммуникативной компетентности[32]. И.И.Серегина выделяет две главных ее характеристики – "во-первых, умение вступать в коммуникацию с другими людьми (коммуникабельность), а во-вторых, владение и умение оперировать смысловой информацией"[33]. Коллектив авторов под руководством М.А.Василика предлагает целых восемь компонентов коммуникативной компетентности:
§ знание норм и правил общения (делового, повседневного, праздничного и др.);
§ высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно передавать и воспринимать информацию;
§ понимание невербального языка общения;
§ умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик;
§ умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей;
§ умение воздействовать на собеседника таким образом, чтобы склонить его на свою сторону, убедить в силе своих аргументов;
§ способность правильно оценить собеседника как личность, как потенциального конкурента или партнера и выбрать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки;
§ способность вызвать у собеседника положительное восприятие собственной личности. [34]
Методологическая слабость данных перечней, несмотря на то, что многие позиции в них не вызывают сомнений, заключается в том, что они как бы "висят в воздухе", не опираются на системные представления о строении коммуникативной личности. И в результате предлагаемые различными авторами наборы характеристик коммуникативной компетентности эклектичны, не имеют системного характера, не являются необходимыми и достаточными.
Чтобы избежать этих проблем, необходимо обратиться к разработанной выше трансакционной модели коммуникативной личности. Именно на этой модели, основывается предлагаемая нами структура коммуникативной компетентности личности.
Возможны два подхода к построению структурной схемы коммуникативной личности – широкий и узкий.
Широкий или комплексный подход предполагает использовать для формирования требуемой структуры все потенциально подпадающие под определение коммуникативной компетентности элементы трансакционной модели коммуникативной личности. Как показывает анализ, эти компоненты функционируют в составе абилитационного, ресурсно-когнитивного и операционального блоков характеристик коммуникативной личности. В результате комплексная структурная модель коммуникативной компетентности личности приобретает следующий вид:
Коммуникативная компетентность личности (комплексная структурная модель) | ||
Абилитационная компетентность | Когнитивная Компетентность | Операциональная компетентность |
§ уровень развитости параметра перцептивности § уровень развитости параметра скорости реагирования на стимулы внешней среды; § уровень развитости параметра внимательности; § уровень развитости мнемического параметра (параметра памяти); § уровень развитости параметра способности к обработке массивов информации различного объема; § уровень развитости параметра эмпатии; § уровень развитости параметра обаяния; § уровень развитости параметра интроспекции и рефлексивности; § уровень развитости параметра транзмиттивности | § уровень знания правил кодирования, кодов и кодовых систем обеспечивающих адекватное кодирование и декодирование информации в ходе коммуникативного взаимодействия; § уровень знания правил согласования знаков, ведущих к образованию текстов; § уровень знания норм и правил применения тех или иных знаков и знаковых систем в различных коммуникативных ситуациях; § уровень знания основных элементов культуры/субкультуры социума или каких-либо его частей, в пределах которых осуществляется взаимодействие, в том числе норм, ценностей, верований, стереотипов, предрассудков и т.п; § уровень знания характеристик основных каналов коммуникации, по которым может передаваться сообщение; § уровень знания критериев и методов оценки собственной коммуникативной компетентности, коммуникативных характеристик и коммуникативной компетентности партнеров по коммуникации; | § уровень умений и навыков определения характера и прагматических параметров коммуникативной ситуации для выбора релевантных ей коммуникативных средств; § уровень практического владения кодовыми системами вербальной и невербальной коммуникации; умений кодировать и декодировать, пользоваться индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для обеспечения эффективной коммуникации; § уровень умений и навыков выстраивания дискурса в соответствии нормами и правилами, задаваемыми культурным контекстом коммуникации § уровень умений и навыков варьирования коммуникативными средствами в процессе взаимодействия в зависимости от динамики коммуникативной ситуации § уровень умений и навыков выбора каналов коммуникации, адекватных цели коммуникатора и релевантных ситуации взаимодействия; § уровень умений и навыков коммуникативной интроспекции и рефлексии; § уровень умений и навыков оценки коммуникативных практик и коммуникативной компетентности партнеров по общению; § уровень умений и навыков идентификации и преодоления коммуникативных шумов и барьеров коммуникации |
Узкий или операциональный подход из всего комплекса характеристик коммуникативной личности в качестве базы для построения модели коммуникативной компетентности оставляет только операциональный блок – блок умений и навыков. Методологические основания для такого ограничения заключаются в том, что сфера коммуникативных умений и навыков – это последний, высший уровень трансакционной модели, надстроенный над всеми остальными уровнями. При этом реализуется логика: чем в большей степени коммуникативные умения и навыки личности соответствуют социально признанным нормам, чем в большей степени они развиты в пределах нормативного диапазона, тем большей коммуникативной компетентностью обладает данная личность.
Операциональная структурная модель коммуникативной личности имеет следующий вид:
Коммуникативная компетентность личности (операциональная структурная модель) |
§ уровень умений и навыков определения характера и прагматических параметров коммуникативной ситуации для выбора релевантных ей коммуникативных средств; § уровень практического владения кодовыми системами вербальной и невербальной коммуникации; умений кодировать и декодировать, пользоваться индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для обеспечения эффективной коммуникации; § уровень умений и навыков выстраивания дискурса в соответствии нормами и правилами, задаваемыми культурным контекстом коммуникации § уровень умений и навыков варьирования коммуникативными средствами в процессе взаимодействия в зависимости от динамики коммуникативной ситуации § уровень умений и навыков выбора каналов коммуникации, адекватных цели коммуникатора и релевантных ситуации взаимодействия; § уровень умений и навыков коммуникативной интроспекции и рефлексии; § уровень умений и навыков оценки коммуникативных практик и коммуникативной компетентности партнеров по общению; § уровень умений и навыков идентификации и преодоления коммуникативных шумов и барьеров коммуникации |
Обе модели коммуникативной компетентности личности – и комплексная и операциональная могут использоваться на практике – для оценки коммуникативной компетентности специалистов любого профиля, персонала управления, профессиональных коммуникаторов. Однако в силу меньшей трудоемкости, на практике чаще рекомендуется применять операциональную модель Комплексная модель привлекается в особенно сложных коммуникативных ситуациях – при планировании антикризисных коммуникации, при отборе ключевых коммуникаторов для решения особо ответственных задач, при расследовании причин и факторов чрезвычайных происшествий и кризисных ситуации и т.п.
К этим компонентам, характеризующим личность, как потенциального коммуникативного актора с точки зрения параметров его сознания, и шире, психики, нужно добавить еще одну составляющую. Эта составляющая имеет иную онтологическую природу, чем все рассмотренные выше. Она характеризует реальные практики и объективные характеристики индивида как возможного коммуникатора или реципиента и, таким образом принадлежит к миру бытия, а не сознания. Данный компонент отражает фактическую биологическую, социально-демографическую и социальную феноменологию субъекта коммуникации – коммуникативной личности. Его можно обозначить как феноменологический компонент. Он без сомнения необходим среди характеристик рассматриваемого явления, хотя, как уже говорилось выше, имеет принципиально иную по сравнению с остальными компонентами природу. Действительно, характер функционирования личности как источника или получателя сообщений в коммуникативном процессе зависит не только от ее мотивов, знания кодов и умения их применять, но и от таких параметров, как гендер, возраст, социальный статус, наконец, внешность.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Перечислите все известные вам теории личности. Сравните, как категория личности трактуется в рамках разных научных дисциплин.
2. Приведите широкую и узкую трактовки категории «коммуникативная личность».
3. Опишите структурную модель коммуникативной личности, охарактеризуйте все ее компоненты.
4. Приведите пример коммуникативного взаимодействия с указанием коммуникативных целей и коммуникативных потребностей конкретных акторов. Смоделируйте их возможную коммуникативную стратегию и тактику.
5. Из каких факторов, на ваш взгляд, складывается коммуникативная компетентность личности?
[1] Философский энциклопедический словарь. М., 1990. Социология личности// Социология. Под ред. В.П.Сальникова. СПб., 2000. Тадевосян и др. Хьел и Зиглер Теории Личности.
[2] Личность// Философский энциклопедический словарь. М., 1990. С. 313.
[3] Далее Хьел и Зиглер с. 112-15.
[4] Ольшанский Д.В. Личности социологические концепции. – В кн. Современная западная социология. Словарь. 1990.
[5] СМ. Леонтьев А.Н. Человек. Деятельность. Общение. М.; Хьел и Зиглер , Социология Сальников, Тадевосян
[6] См. Социология личности//Социология. Под ред. Сальникова В.П. СПб., 2000. С. 187.
[7] Понятие “диспозиция личности” означает предрасположенность личности к определенному поведению.
[8]Конецкая В.П. Социология коммуникаций. М., 1997. С.
[9]Кашкин В.Б. Лекция 6. Межличностная коммуникация//Введение в теорию коммуникации// WWW.kashkine.narod.ru
[10] Dimbleby R., Burton G. More Than Words: An Introduction to Communication. L.; N.Y., 1998.
[11] Параметр//Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 1998. С. 508.
[12] См. Tan A. Tan Mass communication theories and research. New York : Macmillan ; London : Collier Macmillan, 1986. P. 14-22.
[13] Музыкант В.Л. Реклама и PR-технологии. М., 2001, С. 499-500.
[14] Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002. С.359.
[15] Maslow A. Motivation and Personality. 2nd ed. N.Y. Harper & Row Publishers Inc., 1970.
[16] А. Соколов пишет: "Коммуникационная потребность – функциональное свойство субъектов активно реагировать на рассогласование между наличным и реальным состоянием их сознания. Под состоянием сознания понимается содержание сознания, которое образуют знания, умения, эмоции и стимулы, контролируемые сознанием". (С. 359).
[17] Клюев Е.В. Цит по Кашкин В.Б. Лекция 6. Межличностная коммуникация//Введение в теорию коммуникации// WWW.kashkine.narod.ru
[18] См. Караулов Ю.Н, Русский язык и языковая личность. М., 1987. Крысин Л.П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях (постановка вопроса)//Язык и личность/Отв. ред. Д.Н.Шмелев. М., 1989. Конецкая В.П. - вставить
[19] Караулов Ю.Н, Русский язык и языковая личность. М., 1987. С. 3.
[20] См. Караулов Ю.Н, Русский язык и языковая личность. М., 1987. С. 215; Конецкая В.П. Социология коммуникации М., 1997. С. 167.
[21] Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
[22] Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1987.
[23] Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников В.П. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров, 1991.
[24] Хрящева Н.Ю. Социально-психологические проблемы общения. Л., 1983.
[25] Серегина И.И. О социально значимых аспектах коммуникативной компетентности российских менеджеров (к постановке проблемы)//Мир психологии. – М., 2000, № 2.
[26] Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2002.
[27] Василик М.А., Вершинин М.С. и др. Коммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки специалиста//Основы теории коммуникации. М., 2003.
[28] Василик М.А., Вершинин М.С. и др. Коммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки специалиста//Основы теории коммуникации. М., 2003. С.61.
[29] Шарков Ф.И. Коммуникативная личность//Основы теории коммуникации. Словарь-справочник. М., 2002. С. 30.
[30] Компетентность//Словарь иностранных слов. М., 1955. С. 344.
[31] "Компетенция (лат. – competentia) – круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями или опытом. (Компетентнция//Словарь иностранных слов. М., 1955. С. 344).
[32] Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2002. С. 32.
[33] Серегина И.И. О социально значимых аспектах коммуникативной компетентности российских менеджеров (к постановке проблемы)//Мир психологии. – М., 2000, № 2. С. 33.
[34] Василик М.А., Вершинин М.С. и др. Коммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки специалиста//Основы теории коммуникации. М., 2003. С. 59.