Шахтные самоходные вагоны
Шахтный самоходный вагон предназначен для безрельсовой транспортировки отбитой горной массы от добычного или погрузочного агрегата до перегрузочных пунктов.
В настоящее время на руднике СКРУ-3 для доставки руды применяются самоходные вагоны 5ВС-15М.
Техническая характеристика 5ВС-15М
Грузоподъёмность, т …………….………………………………………………15
Вместимость кузов, м3
без дополнительных бортов………….. ……………………..............…...8,6
с дополнительными бортами …………………….………………………11
Наибольшая скорость передвижения на горизонтальном
участке пути, км/ч
с грузом ……………………………………………………........................7,5
без груза …………………………………………………………………...10,0
Производительность разгрузки, т/с …………………………………………….0,2
Высота разгрузки …………………….………………………………регулируемая
Ёмкость кабельного барабана, м ………………………………….…………..200
Наибольший уклон преодолеваемый гружённым вагоном , градус ………..15
Радиус поворота по наружному габариту, м ………………………………..7,7
Основные размеры,мм
длина ………………………………………………………………………8200
ширина ……………………………………………………........................2500
высота……………………………………………………………………...1650
Установленная мощность электродвигателей, кВт ………………………….112
Исполнение электрооборудования……………………………………………...РВ
Напряжение сети, В ……………………………………………………………..660
Дорожный просвет, мм …………………………………………………………300
Масса, т …………………………………………………………………………..17,7
Изготовитель – Воронежский завод горно-обогатительного оборудования
Рис 4.2 Общий вид шахтного самоходного вагона 5ВС-15М
1 – боковой борт кузова; 11– трёхскоростной электродвигатель;
2 – кабина; 12 – задний борт кузова;
3 – планетарный редуктор 13 – тяговый орган;
4 – рама кузова; 14 – приводной вал;
5 – передний мост; 15 – система намотки кабеля;
6 – рама ходовой части; 16 – промежуточный редуктор;
7 – загрузочная часть 17 – выводное устройство;
8 – задний мост; 18 – конический редуктор;
9 – стояночный тормоз; 19 – карданный вал;
10 – редуктор; 20 – двухскоростной редуктор.
В данной работе в качестве нововведения предлагается внедрение самоходного вагона ВС25Э.
Условия эксплуатирования:
Ширина выработок, не менее, м ………………………………………………3,5
Высота выработок, не менее, м ………………………………………………..2,6
Угол наклона почвы, не более, градус
продольные на длине до 20 м ………………………………....................15
поперечные …………………………………………………………………..5
Наибольшая длина откатки, м ………………………………………………….400
Максимальный размер кусков, не более, мм ………………………………..800
Техническая характеристика ВС25Э
Грузоподъёмность, т …………….………………………………………………25
Вместимость кузова, м3…………………………………………………………18,4
Наибольшая скорость передвижения на горизонтальном
участке пути, км/ч
с грузом …………………………………………………….........................9,0
без груза ……………………………………………………………………12
Производительность разгрузки, т/с …………………………………………….0,2
Высота разгрузки …………………….………………………………регулируемая
Ёмкость кабельного барабана, м …………………………………….………..200
Наибольший уклон преодолеваемый гружённым вагоном , градус ………..15
Радиус поворота по наружному габариту, м ………………………………..10,6
Суммарная установленная мощность, кВт …………………………………...162
Исполнение электрооборудования……………………………………………...РВ
Напряжение сети, В ……………………………………………………………..660
Основные размеры, мм
длина ………………………………………………………………………9910
ширина ……………………………………………………….....................2800
высота……………………………………………………………………...1985
Дорожный просвет, мм …………………………………………………………300
Масса, т …………………………………………………………………………..17,7
Изготовитель – Воронежский завод горно-обогатительного оборудования
Рис.4.3 Общий вид самоходного вагона ВС-25Э
1 – боковой борт кузова; 6 – рама ходовой части;
2 – кабина; 7 – загрузочная часть;
3 – привод хода; 8 – задний мост;
4 – рама кузова; 9 – задний борт кузова;
5 – передний мост; 10 – приводной вал.
Основными узлами самоходного вагона являются кузов с донным скребковым конвейером, привод конвейера и маслонасосов, рама хода, привод хода (правый и левый), система намотки кабеля, кабина водителя, гидросистема, электрическая часть.
Сварной кузов, предназначенный для приёма и размещения руды, изготовлен из листовой стали. Он состоит из рамы, основных боковых и заднего бортов. Расширенная загрузочная часть, как и низкий задний борт, улучшают загрузку вагона перегружателями, снижают время его маневрирования при подъезде к местам погрузки. В связи с относительно малой насыпной плотностью калийной руды для реализации паспортной грузоподъёмности вагонов устанавливают дополнительные жёсткие боковые борта высотой 150-250 мм и гибкий задний борт.
Донный скребковый конвейер предназначен для равномерного размещения в кузове и последующей выгрузки руды. Он смонтирован в раме кузова и состоит из приводного и натяжного валов, и тягового органа.
Кузов (с донным конвейером установлен шарнирно на раме ходовой части и может подниматься двумя гидравлическими цилиндрами, обеспечивая возможность разгрузки практически на любые средства последующего транспорта.
Привод конвейера и маслонасосов установлен на переднем подрамнике рамы ходовой части и состоит из двухскоростного электродвигателя , редуктора маслонасосов и промежуточного редуктора с карданным валом , позволяющего передавать крутящий момент приводному валу конвейера при переменном по высоте положении кузова.
Ходовая часть состоит из рамы хода, переднего и заднего мостов. Все колёса вагона являются ведущими и управляемыми. Жёсткое крепление заднего моста и балансирная подвеска переднего моста обеспечивают устойчивость вагона и надёжное сцепление колёс с неровной почвой выработок.
Вагон оснащён отдельными приводами для колёс левого правого бортов. Каждый привод состоит из трёхскоростного электродвигателя, прифланцованного к нему редуктора, системы карданных передач и стояночного тормоза, предназначенного для удержания вагона на стоянках и для его торможения в аварийных ситуациях.
Система намотки кабеля предназначена для размещения, равномерной намотки и обеспечения необходимых натяжений питающего кабеля. Она состоит из кабельного барабана, выполненного в рудничном взрывобезопасном исполнении, мотор-насоса и кабелеукладчика, размещённых между колёсами и выводного устройства, которое позволяет закрепить кабель в любой по высоте точке выработки.
В кабине водителя сосредоточено управление всеми механизмами вагона. Кабина установлена на четырёх амортизаторах и представляет собой сварной каркас, в котором размещены передние и задние сиденья. С целью снижения вибрации сиденья крепятся к каркасу тоже через амортизаторы .
На вагоне смонтированы три независимые гидросистемы, питание которых осуществляется от отдельных гидронасосов. Первая гидросистема обеспечивает работу рулевого управления, вторая – рабочих и стояночных тормозов и третья – работу кабельного барабана, подъём кузова и включение конвейера.
Питание вагона электроэнергией осуществляется через питающий кабель от сети переменного тока напряжением 660 В.
При загрузке самоходного вагона руда непрерывно поступает в расширенную часть кузова и накапливается в ней. Заполнение кузова вагона производится периодическим протягиванием накопившейся массы руды путём включения донного конвейера.
Рис. 4.4 Схемы загрузки самоходного вагона
а) загрузка комбайном;
б) загрузка бункером-перегружателем;
в) загрузка погрузочной машиной;
г) загрузка самоходным вагоном;
На руднике СКРУ-3 самоходный вагон загружается бункером-перегружателем, входящим в комбайновый комплекс и установленным сразу за комбайном.
При разгрузке вагона положение кузова определяется последующими транспортными средствами (рис 4.5). Обычно основная масса руды выгружается на первой скорости, а окончательная зачистка кузова осуществляется путём включения второй скорости донного конвейера.
Рис.4.5 Схемы разгрузки самоходного вагона
а) разгрузка вагона в рудоспуск;
б) разгрузка вагона на скребковый конвейер;
в) разгрузка вагона на ленточный конвейер;
г) разгрузка вагона в бункер-перегружатель;
На руднике СКРУ-3 на очистной выемке самоходный вагон разгружается в рудоспускную скважину, по которой руда поступает на участковый ленточный конвейер, находящийся на нижележащем горизонте.