Институты в экономическом анализе
Результаты экономической деятельности в решающей степени зависят от социальных и политических правил, или институтов, регулирующих хозяйственную деятельность и жизнь общества в целом.
Институты оказывают неоспоримое влияние на направление и темпы экономического развития
Неоклассическая теория
Представители неоклассического направления в экономической науке игнорировали институты и апеллировали к «экономическому» человеку, рациональному и своекорыстному, который стал центральной фигурой экономических исследований в последние два столетия.
Основное внимание неоклассической теории сосредоточено на анализе проблемы распределения ограниченных ресурсов при помощи ценового механизма и заданных предпосылках полноты информации и существования внеисторического субъекта, рационального и компетентного, стремящегося к максимизации собственной выгоды. Именно на предпосылке истинности данного представления о природе человека и покоятся доказательства преимуществ рыночной системы по отношению к другим формам организации хозяйственной жизни.
При таком подходе действия человека будут заданы сетью обезличенных или контрактных отношений, а действия, подчиненные складывающимся социальным нормам, или неформальным институтам, остаются вне пределов анализа неоклассической экономической теории.
Такой подход логичен при условии, что не только вся экономика сводится к рынку, но и все общественные отношения становятся рыночными.
Последнее означает, что в рыночной экономике какие бы интересы ни руководили индивидом, будь то достижение самовыражения, восхищение со стороны других и т.д. – все они превращаются в деятельность по производству прибыли. Все сделки становятся денежными; последние, в свою очередь, требуют, чтобы эти средства проникли во все элементы не только хозяйственного, но и всего общественного организма. Не случайно основатель неоклассического направления А.Маршалл считал деньги средством для измерения мотивов человеческой деятельности.
Неоклассической теории удалось объяснить механизм ценообразования и распределения ресурсов в децентрализованной экономике. Неоклассические модели показывают, что нестесненная рыночная система тяготеет к состоянию равновесия, при котором используются все благоприятные возможности взаимовыгодного обмена между индивидами. При этом логика доказательства строится на предпосылках полноты информации, реального существования рынка, совершенной конкуренции и представлении об определенной природе человека.
Традиционный институционализм
В отличие от неоклассической теории, традиционный институционализм представляет собой течение экономической мысли, которое тяготеет к объяснению поведения человека в соответствии с правилами или институтами. Оно исходит из постулата, что именно общественные обычаи регулируют хозяйственную, экономическую деятельность. И, следовательно, исходным пунктом анализа становятся институты, а не индивид.
Институционалисты обращают внимание на то, что поведение человека, в том числе и в сфере экономики, отнюдь не представляется исключительно стремлением к максимизации личной выгоды. Оно зависит от многих факторов, и наряду с вражденными склонностями к подражанию и соперничеству на него воздействует вся совокупность институтов. Человек следует не только интересу, но и привычке, культурным ценностям.
Основатель институционального направления Т.Веблен рассматривает привычки как один из институтов, задающих рамки поведения индивидов как на рынке, так и в иных сферах общественной жизни.
Веблен показал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные решения.
Видный представитель традиционного институционализма Дж. К. Гэлбрейт также отмечал, что в основе формирования привычек, в значительной, а возможно и в решающей степени определяющих человеческое поведение, лежат механизмы подражания и внушения, которые выступают как главные механизмы социализации.
Как и Веблен, Гэлбрейт подчеркивает, что в условиях современного рыночного хозяйства власть находится не в руках потребителя, а в руках производителей, которые используют наличие психологических потребностей (а это и есть потребности в социализации) в целях получения прибыли.
Отличительной особенностью институционального направления является и то, что представителей традиционного институционализма волнуют не только экономические вопросы, а экономические проблемы во взаимосвязи с проблемами социальными, политическими, этическими, правовыми.
Институциональный подход означает анализ не только экономических категорий и процессов в их «чистом» виде, но и анализ институтов, в определенном смысле представляющих внешние факторы экономического развития.
Процесс ценообразования давно уже осуществляется не в процессе свободной конкуренции, а находится под контролем тех, в чьих руках сосредоточена экономическая власть.
Институционалисты считают, что проблема экономической власти должна находится в рамках экономического анализа, ибо концентрация экономической власти не приносится извне, её рождает сама экономика.
Представители институционального направления ввели в экономический анализ модель «социологического» человека. Это человек, на поведение которого несомненное влияние оказывают культурные ценности.
Характеристика человека | ||
«социального» | «экономического» | |
Поведение | Иррациональное, часто действует под влиянием страха, плохо осознанных устремлений и давлений со стороны общества | Рациональное, руководствуется принципом максимизации полезности и минимизации тягот, рыночные предпочтения полностью автономны и не зависят от социальных факторов |
Цели | Заданы извне, продиктованы обществом | Свои |
Общество | Вознаграждает за выполнение определенных социальных ролей | Лишь определяет законные средства достижения |
По мнению представителей традиционного институционализма, именно институты способствуют формированию определенного типа людей и, таким образом, являются основным препятствием спонтанности развития.
Обращая внимание на роль привычки в социально-экономических процессах, подчеркивая признак привычности, устойчивости и распространенности образа мыслей, традиционные институционалисты ставили акцент на координационной природе институтов. А делая упор на культурные нормы и традиции, они обращали внимание на то, что институты не столько ограничивают, сколько направляют, облегчают и поощряют человеческую деятельность, формируя связи между людьми и делая поведение индивида понятным и предсказуемым для других.
В трактовке Веблена процесс институциональных изменений есть процесс естественного отбора социальных институтов.
Особенности институционального направления в экономической науке:
- исходным пунктом анализа являются не индивиды, а институты, выступающие как формы организации поведения экономических субъектов;
- междисциплинарный подход, предполагающий необходимость изучения всех факторов, формирующих социально-культурную среду, где протекают экономические процессы;
- принцип историзма, т.е. генетический подход к изучению реальных экономических структур, к выявлению движущих сил и факторов общественной эволюции. В отличии от неоклассики, где экономика в рамках статической модели рассматривается через призму общего равновесия, и идея этого восстановления является базовым методологическим принципом.
В неоклассическом анализе рынок представляет собой универсальный и нейтральный механизм распределения ограниченных ресурсов между альтернативными возможностями использования. Институционалисты же рассматривают рынок как социальный институт, характер функционирования которого отражает особенности социальной системы; это означает, что характер экономики определяется не рынком, а господствующей системой ценностей, характеризующей общество, внутри которого находится экономика.
Неоинституциональная экономика
Попытку дать интерпретацию институтов, которая не противоречила бы принципу, лежащему в основе построений классической и неоклассической экономической теории, предприняли экономисты, представляющие такое направление в экономической теории, как неоинституцинализм.
- институты играют большую роль в процессе экономического развития;
- пытаются связать воедино экономическую теорию, право, социологию, политологию.
Американский экономист Г.Беккер применил экономический подход к решению социальных проблем и на важнейшие социальные вопросы взглянул с позиции методологического индивидуализма, представляющего фундамент неоклассического направления экономической науки.
Используя такие важнейшие в экономической теории понятия, как предельная выручка и предельные издержки, и положение, что максимизация выгоды (прибыли или полезности) достигается при их равенстве, Беккер попытался объяснить механизм принятия решений индивидов в сфере социальной. Отличительная черта его подхода – рассмотрение любого социального явления и любой сферы общественной жизни как области приложения экономического анализа.
Данная теория является одним из направлений неоинституционального анализа и получила название «теория рационального выбора».
Беккер применил известный экономический подход к тем областям деятельности, в отношении которых поведение человека в отношении которых поведение человека в рамках традиционного институционализма рассматривалось с точки зрения воздействия традиций, привычек или отклонений от принятых норм. Это позволило утверждать, что при принятии решений человек руководствуется соображениями экономического порядка и объясняет конкретные общественно-политический явления, опираясь на общие принципы неоклассической экономической теории.
Таким образом, в рамках данного подхода принцип максимизации полезности получает универсальное значение.
Неоинституциональная экономическая теория рассматривает появление и развитие институтов как результат спонтанной самоорганизации, проистекающей из интересов рациональных субъектов.
|
|
|
Таким образом, модель «экономического» человека остается важнейшей предпосылкой экономического анализа.
В то же время в неоинституциональной теории ослаблена предпосылка неоклассического анализа о полной информированности субъектов экономического процесса.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1.3. ПОНЯТИЕ И МЕТОД ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
|
|
|
Экономическая доминанта | Экономическая теория | Глава школы | Период расцвета |
Формирование рынков, расширение сферы торговли | Меркантилизм | А.Монкретьен | XVII в. |
Преобладание сельскохозяйственного труда | Физиократия | Ф.Кенэ | Вторая половина XVIII в. |
Физический труд – единственный источник ценности | Классическая школа | А.Смит | Вторая половина XVIII в. – первая половина XIX в. |
Кризис рыночной системы | Марксизм | К.Маркс | Середина XIX в. |
Возрастание потребления | Австрийская школа | К.Менгер | Вторая половина XIX в. |
Саморегулирование экономики | Неоклассическая школа | А.Маршалл | Вторая половина XIX в. |
Влияние культуры на экономику | Институцонализм | Т.Веблен | Конец XIX в. – начало XX в. |
Государственное вмешательство | Кейнсианство | Дж.Кейнс | Середина ХХ в. |
В экономической науке уже на протяжении трех столетий господствует либеральное направление (мейнстрим). Экономической доминантой, общей для всех либеральных школ, является производство материальных товаров или индустриальное производство.
В конце XIX в. В передовых странах культурные факторы стали оказывать всё более заметное влияние на экономику, а постулаты индустриальной экономики все в меньшей степени соответствовали реалиям общественной жизни.
Стало очевидным, что начался переход общества из индустриальной стадии развития в новую стадию, до сих пор не получившую общепризнанного названия. Новое общество определяют как:
- новое индустриальное (Дж. Гэлбрейт);
- пост-индустриальное (Д.Белл);
- общество третьей волны (Э. Тоффлер);
- общество риска (У.Бек);
- информационное (М.Кастельс);
- индивидуализированное (З. Бауман).
Институционалисты, придерживающиеся информационного подхода к определению института, характеризуют новую экономику как информационную. При этом институт рассматривается как специфическое знание, а его влияние на экономическую жизнь общества – как специфический информационный процесс.
Аспект | Экономика | |
индустриальная | информационная | |
Продукт | Материальный | Информационный |
Труд | Простой | Творческий |
Капитал | Физический | Человеческий |
Богатство | Внешнее | Внутреннее |
Ценность | Затраты труда | Время творчества |
Потребности | Много | Одна |
Благосостояние | Экономическое | Креативное |
Деньги | Цель | Средство |
Социальное взаимодействие | Товарное | Межличностное |
Модель человека | «Экономический человек» | «Институциональный человек» |
Аспект | Человек | |
«экономический» | «институциональный» | |
Эпоха | Индустриальная | Информационная |
Философия | Индивидуализм | Солидарность |
Модель человека | Механическая | Органическая |
Взаимодействие | Товарное | Межличностное |
Поведение | Рациональное | Институциональное |
Цель | Максимизация | Гармонизация |
Выбор | Детерминирован | Случаен |
Аспект | Метод экономики | |
индустриальная | институциональная | |
Доминирующие методы | Механика | Социология |
Характер рассуждений | Дедукция | Индукция |
Исходные положения | Постулаты | Опыт |
Законы | Глобальные | Локальные |
Показатели | Объективнее | Субъективные |
Межпредметные связи | Экономический империализм | Междисциплинарность |