Имеет место исключение объемов — это случай, в котором нет ни

4. Имеет место пересечение объемов или частичное совпадение объемов. Напри­мер, отношение между понятиями "сту­дент" и "отличник".

5. Имеет место отношение сопод­чинения, когда объемы двух понятий, исключающие друг друга, входят в объем третьего понятия. А — автобус, В — трамвай, С — городской транс­порт.

б) II этап — сравнение понятий:

Сравнение — это метод, устанавливающий сходство или раз­личие между предметами. Ситуация, когда человек не может уста­новить сходство или различие между предметами кажется нам симп­томатичной. Думается, в этом случае в чувственной сфере познания нарушены восприятие и представление данных предметов.

в) III этап — синтез понятий:

Синтез — это прием мысленного соединения признаков пред­метов, обобщаемых в некотором понятии. Это возможно тогда, ког­да сохраняется представление о предметности объектов, их целост­ности, структурности, константности, осмысленности и апперцеп­ции восприятия и представления.

г) IV этап — абстрагирование:

Это вычисление некоторых признаков из их совокупности, отвлечение от всего богатства содержания предмета и сосредоточе­ние внимания на чем-либо одном.

NB: Однако в некоторых случаях абстрагирование может выгля­деть обобщением, когда речь идет о "более богатой совокупности признаков, которыми обладают различные виды предметов, соответствуюшне образуемому понятию". Этот метод встречается в симпгомиой и синдромной диагностике.