ОБУЧЕНИЕ

Переходя от времен Ветхого Завета к древней Церкви, мы можем спросить: как появился Великий Пост? Каковы были его изначальная цель и значение? Великий Пост, как мы его знаем, тесно связан с Таинством Крещения. Крещенское погружение, как учит св. ап. Павел, означает, что мы «сообразни», или соединяемся со Христом в Его смерти и погребении, и посему соединяемся с Ним в Его Воскресении (Рим. 6:3-5). Поэтому в Церкви в первые века главным моментом в году, когда совершалось Крещение, была Пасхальная ночь, во время которой Церковь праздновала погребение и Воскресение Спасителя. Крещение не было узко семейным событием, как часто в наши дни, но было общим празднованием, в котором участвовала вся община.

В современной православной практике вечерняя часть древнего Пасхального богослужения перешла на утро Великой субботы, и вместо нее в Пасхальную ночь теперь совершается иная вечерняя служба. Утренняя служба в Великую субботу – Вечерня и следующая за ней Литургия св. Василия Великого – все еще носит видимый крещенский характер. Читаются пятнадцать ветхозаветных паремий, и по крайней мере четыре из них символично указывают на Крещение (паремии 4, 6, 14 и 15).

В древней Церкви во время этих паремий на Пасхальной заутрене епископ и священнослужители шли в баптистерий с оглашенными и их восприемниками, где оглашенных погружали в купель и миропомазывали. Затем, по окончании паремий, новокрещенныё, одетые в белые одежды и с зажженными свечами в руках, возвращались с процессией в храм вместе со своими восприемниками и священнослужителями, и все присутствующие начинали петь: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа!» (см. Гал. 3, 27).

Этот же прокимен поется сейчас в Великую субботу на месте Трисвятого. Следующие за ним Послание и Евангелие, которые читаются сейчас, явно указывают на Крещение. Послание (Рим. 6:3-11) говорит о Крещении как о смерти и воскресении во Христе, в то время как Евангелие оканчивается повелением Господа проповедовать, идти и обращать все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Св. Духа (Мф. 28:19).

Итак, Великий Пост в Восточной и Западной христианской традиции непосредственно связан с периодом последнего приготовления, который приводил к этому великому празднеству крещения в Пасхальную ночь. В четвертом веке во многих местах оглашенные (те, которые получали наставления к Крещению) проходили время интенсивной подготовки, со строгим постом, бдениями и молением, с заклинательными молитвами и ежедневными проповедями в течение сорока дней перед своим введением на Пасху.

В большинстве случаев наставления перед Крещением должны были начинаться за месяцы или даже годы до того. Во время заключительных недель все повторялось, и заново расставлялись акценты.

В Иерусалиме в IV веке в течение всех сорока дней оглашенные должны были ежедневно приходить в церковь часа на три. Многие ли из нынешних людей, готовящихся к Крещению, согласились бы придерживаться такой строгой дисциплины?

В первые века в древней Церкви внутри всей христианской общины присутствовало живое сознание взаимной солидарности в такой мере, какую большинство из нас не может себе вообразить. Верующие ощущали не теоретически, а с острой непосредственностью, что они вместе были членами единого Тела, и что радости и страдания каждого были радостями и страданиями всех (см. 1 Кор. 12:26). И те, кто уже были крещены, ощущали себя непосредственно погруженными в то, чем занимались оглашенные. Они тоже хотели принять участие в подготовке оглашенных, чтобы с наступлением Пасхальной ночи они могли бы обновить свои крещальные обеты в единстве с новопросвещенными.

Таким образом, вся община стала все более и более участвовать в сорокадневном посте, бдениях, молитве и наставлениях, которые проходили оглашенные. Эти сорок предпасхальных дней каждый год становились решающим событием в личном опыте каждого христианина, общим событием, временем духовного обучения для всей общины в целом.

В итоге получилось, что первоначально однонедельный пост перед Пасхой, соблюдаемый многими христианами во втором и третьем веках, развился в четвертом и последующих веках в сорокадневный Великий Пост, как мы его сегодня знаем. Итак, Великий Пост имеет глубоко крещенскую направленность, которую мы часто не замечаем и к которой мы должны возвратиться. Великий Пост – это наша сегодняшняя возможность вновь задуматься над центральным положением Крещения в нашей христианской жизни, это зов каждому из нас обновить наши крещальные обеты. Во время Великой Четыредесятницы мы обязаны напоминать себе об истине, заявленной Владимиром Лосским: «Крещенская благодать – присутствие в нас Святого Духа, от нас неотъемлемое и для каждого из нас личное – есть основа всякой христианской жизни».

Таков смысл Великого Поста. По словам св. Марка Монаха, который писал около пятого века: «Как бы человек ни преуспел в вере, каких бы великих благ он ни достиг... он никогда не обретает, и не сможет обрести, чего-то большего, чем то, что он уже таинственным образом получил через Крещение... Христос, будучи совершенным и абсолютным Богом, даровал крещаемому совершенную и абсолютную благодать Духа. Мы же со своей стороны никоим образом не можем ничего прибавить к этой благодати, но она проявляется и свидетельствует о себе все более и более по мере нашего усердия в исполнении заповедей... Все, что бы мы ни приносили Ему после нашего обновления, было сокрыто в нас и изначально от Него произошло».

Вспоминая происхождение Великого Поста в древней Церкви, мы постепенно приходим к осознанию того, что Великий Пост не просто праздник десятин, когда мы приносим наше время Богу, но это так же новое погружение в водах Крещения, когда мы вновь становимся верными Христу Крестителю. Это призыв вновь подтвердить, не только словами, но и делами, нашу укорененность в Крещении как в основе всей христианской жизни, это период самопознания, во время которого мы начинаем остро ощущать живое присутствие Христа и Святого Духа, живущее в наших сердцах «тайно» и «мистически» с момента Крещения.

Великий Пост – это время, когда мы должны задать себе вопрос св. ап. Павла: «Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16). Великий Пост – это время, когда каждый из нас должен стать тем, что мы есть, носителями Божественной благодати Крещения.

В то же время Великий Пост – это нечто большее. Помимо обновления своих собственных крещальных обетов, нужно спросить себя: «Что я лично делаю, чтобы привести других к вере и Крещению во Христе?» Сегодня в большинстве наших церквей нет организованных институтов оглашения. Почему это так? Почему в наших православных общинах так мало оглашенных? Где они? Находим, ли мы живой миссионерский энтузиазм в современной Православной Церкви? (Когда я говорю о миссионерской деятельности, я, конечно, имею в виду не прозелитизм среди других христиан, но обращение неверующих).

Более того, являемся ли мы священнослужителями или мирянами, каждый из нас обязан считать проповедование Евангелия своей прямой обязанностью. Что я лично делаю для проповеди Евангелия «всем народам»?

На литургии Преждеосвященных Даров, совершаемой в будние дни Великого Поста – богослужения, наполненного крещальными темами, во время чтения паремий выходит священник с зажженной свечой в руке и говорит: «Свет Христов просвещает всех». Каждый из нас должен спросить себя: «Что я сделал со времени прошлой Пасхи, чтобы сообщить этот свет другим?»

Итак, Великий Пост связан с Крещением и проповедью. Он означает обновление нашего Крещения, оживление возрожденной преданности к проповеди. Это значит сказать и: «Кто я?», и «Вот я». Вспоминая наше призвание как крещенных христиан, мы спрашиваем себя «Кто я?». И отвечая на Христово повеление проповедовать, мы вместе с пророком Исаией заявляем: «Вот я» (Ис. 6:8).