Коммуникативная неудача и речевая ошибка

О.П. Ермакова и Е.А. Земская: «Коммуникативной неудачей мы называем полное или частичное непонимание высказывания партнером коммуникации, т.е. неосуществление или неполное осуществление коммуникативного намерения говорящего. … Нам представляется целесообразным относить к коммуникативной неудаче и возникающий в процессе общения не предусмотренный говорящим нежелательный эмоциональный эффект: обида, раздражение, изумление. Именно в этом побочном эффекте в живом общении часто и выражается взаимное непонимание партнеров коммуникации» [Ермакова, Земская 1993: 31].

«Конкретное содержание коммуникативных неудач многообразно. Это, например, непонимание или неверное понимание одним участником общения другого, отсутствие прогнозируемой реакции (или негативная реакция со стороны партнера), изменение когнитивного или эмоционального состояния у адресата в нежелательном для субъекта направлении, отсутствие интереса к общению у одного из его участников и т.д.» [Культура русской речи 1998: 149]. Коммуникативные неудачи могут носить явный и скрытый характер. При явной коммуникативной неудаче собеседник сигнализирует об этом фразами типа «Я вас не понимаю…», «Что вы имели в виду…» и т.п. При скрытой коммуникативной неудаче общение развивается внешне гладко, но при этом слушающий понимает говорящего не адекватно его намерению и это остается не выявленным в ходе разговора.

Очевидно, что речевая ошибка — лишь одна из возможных причин, способных привести к коммуникативной неудаче. Так, например, языковые ошибки (равно как и стилистические), могут привести к речевой неудаче, если искажают или затемняют смысл высказывания (ср., например, такие ошибки, как неверное словоупотребление, речевая недостаточность, двусмысленность, возникающая при употреблении многозначных слов или неправильном построении синтаксических конструкций и т.п.), вызывая тем самым непонимание или неверное понимание у слушающего. Если же искажения смысла не происходит, то слушающий может подобные ошибки просто игнорировать, а привести к неудаче они могут тогда, когда выступают в сочетании с какими-либо другими факторами, значимыми в ходе общения (например, если грубые речевые ошибки допускает учитель-словесник, журналист или политик, то это, скорее всего, вызовет негативную реакцию у слушателя, и может вызвать недоверие к говорящему, его общей и профессиональной компетентности. Кроме того, в подобных случаях слушающий может начать следить за формой выражения, совершенно, таким образом, не обращая внимания на само содержание сообщения).