Условия развития конструктивно-строительных игр
Для развития игровой деятельности детей необходимо создать такие условия:
1. Организовать игровую среду: подобрать необходимый строительный материал, соответствующий задачам развитияконструктивной деятельности детей данного возраста. Материал должен быть разнообразным (напольный, настольный, разные виды конструкторов, наборы и т. д.), привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответствовать возможностям детей. Так, для детей 2-3 лет набор материала включает кубики, кирпичики, призмы, длинные пластины. Соединение двух-трех деталей - и построен предмет;
2. Обеспечить время и место для игр со строительными материалами. Игры требуют сосредоточенности мышления, внимания. Поэтому стеллажи для игр с настольным строительным материалом, конструкторами следует ставить так, чтобы они не мешали детям, не отвлекали их;
3. Бережное отношение к постройкам, сооружениям, выполненным детьми. Обычно ребенок любит «возвращаться» к своим постройкам, вносить в них изменения. Поэтому надо воспитывать у всех детей осторожное, внимательное отношение к собственным и чужим постройкам; показывать ребенку постройки товарищей, учить замечать успехи других, радоваться им;
4. Создавать условия для обыгрывания построек. Для этого следует подбирать мелкие игрушки (машинки, поезда, людей и животных и др.). Старших детей полезно привлекать к конструированию из бумаги, картона, подсобного материала различных предметов для оснащения. Например, для построенной из строительного материала автострады дети мастерят бензоколонку, трайлеры, "придорожное кафе и т. д. В этих целях можно использовать игрушки, собранные из конструктора;
5. Объединять детей для совместных построек из конструктора. Создавать ситуации, когда ребенок, овладевший новыми конструктивными умениями, обучает им других детей. Вносить элемент состязательности. Например, можно объявить конкурс на сооружение станции метро (театра, улицы города и др.). В конкурсе будут участвовать 2-3 подгруппы (не более 5-6 человек в каждой). Заинтересует детей идея организации выставки поделок из конструктора, подсобного материала. Выполнять работу для выставки ребенок может дома с помощью родителей;
6. Учить детей бережно обращаться с конструктивными и строительными материалами, аккуратно разбирать постройку, поделку из конструктора, раскладывать детали, формы по ячейкам стеллажа, коробки.
7. У детей должны быть знания о конструкции предмета.
8. Для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение. Игровая деятельность не возникает сама по себе, без соответствующего обучения детей. Тем более это относится к играм со строительным материалом: без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций, что, к сожалению, можно видеть во многих садах.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, 2001.