Условия развития конструктивно-строительных игр

Для развития игровой деятельности детей необходимо создать такие условия:

1. Организовать игровую среду: подобрать необходимый строительный материал, соответствующий задачам развитияконструктивной деятельности детей данного возраста. Материал должен быть разнообразным (напольный, настольный, разные виды конструкторов, на­боры и т. д.), привлекательно оформленным, достаточно ус­тойчивым, соответствовать возможностям детей. Так, для детей 2-3 лет набор материала включает кубики, кирпичи­ки, призмы, длинные пластины. Соединение двух-трех де­талей - и построен предмет;

2. Обеспечить время и место для игр со строительными материалами. Игры требуют сосредоточенности мышления, внимания. Поэтому стеллажи для игр с настольным строи­тельным материалом, конструкторами следует ставить так, чтобы они не мешали детям, не отвлекали их;

3. Бережное отношение к постройкам, сооружениям, выполненным детьми. Обычно ребенок любит «возвращать­ся» к своим постройкам, вносить в них изменения. Поэто­му надо воспитывать у всех детей осторожное, вниматель­ное отношение к собственным и чужим постройкам; показывать ребенку постройки товарищей, учить замечать успехи других, радоваться им;

4. Создавать условия для обыгрывания построек. Для этого следует подбирать мелкие игрушки (машинки, поезда, людей и животных и др.). Старших детей полезно привлекать к конструированию из бумаги, картона, подсобного материала различных предметов для оснащения. Например, для построенной из строительного материала автострады дети мастерят бензоколонку, трайлеры, "придорожное кафе и т. д. В этих целях можно использовать игрушки, собранные из конструктора;

5. Объединять детей для совместных построек из конструктора. Создавать ситуации, когда ребенок, овладевший новыми конструктивными умениями, обучает им других де­тей. Вносить элемент состязательности. Например, можно объявить конкурс на сооружение станции метро (театра, улицы города и др.). В конкурсе будут участвовать 2-3 под­группы (не более 5-6 человек в каждой). Заинтересует де­тей идея организации выставки поделок из конструктора, подсобного материала. Выполнять работу для выставки ребенок может дома с помощью родителей;

6. Учить детей бережно обращаться с конструктивными и строительными материалами, аккуратно разбирать пост­ройку, поделку из конструктора, раскладывать детали, фор­мы по ячейкам стеллажа, коробки.

7. У детей должны быть знания о конструкции предмета.

8. Для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение. Игровая деятельность не возникает сама по себе, без соответствующего обучения детей. Тем более это относится к играм со строительным материалом: без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций, что, к сожалению, можно видеть во многих садах.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, 2001.