Общая характеристика.

а) ступенями познания являются:

эмпирическое и теоретическое познание, а чувственное и рациональное познание -- это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое. Но необходимо выделить еще один этап познания - - «живое созерцание»:

- живое созерцание тесно взаимосвязано с научным познанием;

живое созерцание результат реализации познавательных способностей;

- познавательные способности связаны с органами чувств.

б) различают следующие формы познания:

ощущения - отражение отдельных свойств, способностей, сторон предмета;

восприятие — отражение предмета в его чувственной, непосредственной целостности, в совокупности его внешних сторон;

представление—воспроизведение в сознании человека ранее воспринятого;

роль логического мышления состоит в раскрытии главных свойств и признаков предметов;

понятие — отражение в предметах существенных, общих сторон, отбрасывая второстепенные признаки;

суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или что-либо отрицается;

умозаключение — получение нового суждения (вывода) из данных суждений (посылок);

гипотеза — предположение о явлениях, событиях, законах.

2. Субъект и объект познания, их историческая и социокультурная обусловленность.

а) субъект источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания;

субъектом является индивид, наделенный сознанием, ощущениями, восприятиями, эмоциями;

субъект это не только индивид, но и коллектив, и социальная группа, класс, общество;

в субъект на уровне общества входят различные экспериментальные установки, приборы, компьютеры и т.д.;

общество считается универсальным субъектом в
том смысле, что в нем объединены субъекты всех
других уровней, что вне общества нет познания и
практики;

б) объект это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта; объектом могут выступать не только материальные,

но и духовные явления,

—сознание индивида является объектом для психолога;

каждый человек может делать объектом познания
самого себя:
свое поведение, чувства, ощущения, мысли;

в) «субъект» и «объект» понятия относительные: если
что-то в одном отношении выступает как «объект», то в
другом отношении будет «субъектом»;

г) «субъект» и «объект» — понятия различные, но
взаимосвязанные.