Обучение грамоте
Обучение грамоте детей с общим недоразвитием 1—2-го уровня развития речи целесообразнее разделить на два периода:
I период — подготовительный, или добукварный (3 месяца);
II период — букварный (14 месяцев).
В добукварный период обучения грамоте учащиеся подготовительного класса практически усваивают звуковой .и слоговой состав слова на ограниченном речевом материале. Дети учатся произносить и различать звуки, а также выделять их из слова, затем упражняются в делении слова на слоги. И лишь после того как они приобретут прочные навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов, переходят к выделению слов из состава предложения. На этом этапе формируются предпосылки к сознательному усвоению детьми первоначальных элементов грамоты. В течение этого времени специальных уроков грамоты не выделяется, вся работа проводится на уроках произношения.
Значительное место в подготовительных упражнениях отводится развитию двигательных и зрительных навыков, которые подготовили бы глаза и руку к письму элементов букв, их правильному расположению в тетради.
Программа предусматривает специальные упражнения по рисованию, штриховке контурных рисунков, складыванию прямоугольных фигур и печатных букв из палочек и т. д.
С декабря (начало букварного периода) дети подготовительного класса на уроках обучения грамоте (чтения и письма) приступают к знакомству с некоторыми звуками и буквами, правильно произносимыми большинством учащихся. Исключение могут составлять дети с тяжелой степенью дизартрии и ринолалией.
Порядок изучения звуков и букв указан в программе (от правильно произносимых звуков к наиболее трудным по артикуляции, наконец, к мягким согласным, звонким согласным и аффрикатам). Он является иным, чем в массовой школе.
На этом этапе обучение грамоте продолжает быть неразрывно-связано с формированием произношения, поэтому программные требования едины.
Каждый звук изучается вначале на уроках произношения в словах и фразах различной сложности, дифференцируется от других звуков; затем на уроках обучения грамоте изучается соответствующая буква. Опора на правильное произношение большинству учащихся нужна с целью предупреждения трудностей в различении и выделении звуков речи и в правильном соотнесении их с соответствующими буквами.
С целью предупреждения специфических ошибок в письме учащихся, в частности ошибок на замену букв, изучение акустически сходных звуков ([с] — [ш], [п] — [б], [ч] —[ц] и др.) идет через определенное время и после твердого и прочного усвоения каждого из исходных звуков в отдельности.
При обучении грамоте особое внимание уделяется развитию звукового анализа и синтеза речи. В связи с этим большое значение на всех этапах обучения грамоте приобретает работа с разрезной азбукой, составление слов и предложений с помощью различных приемов. С самого начала обучения особое внимание обращается на осознанное чтение, так как учащиеся плохо понимают даже отдельные слова и самые простые словосочетания, новую форму слова воспринимают как незнакомое слово (Тома — Тому).
В программе предусмотрено постепенное усложнение речевого материала.
Практическое усвоение правил грамматики и правописания связывается с процессом обучения грамоте в связи с изучением звуков и букв. Учащиеся получают фонетическое и графическое представление о звуках и буквах, учатся различать и называть гласные и согласные звуки, выделять их в словах и правильна обозначать: знакомятся с правилом переноса слов, с обозначением мягкости на письме, с правилом правописания жи, ши, ча, ща, чу, щу. Кроме того, они овладевают программным материалом разделов «Слово» и «Предложение».
К концу обучения грамоте ученики должны овладеть сознательным правильным плавным слоговым чтением, понимать читаемое, соблюдать правильную интонацию. На начальном этапе обучения грамоте урок может быть сметанным (чтение и письмо). По мере усвоения детьми большего количества букв появляется возможность проводить отдельно уроки чтения и уроки письма.
По окончании чтения «Букваря» приступают к чтению текстов из «Родной речи».
В I классе второго года обучения на повторение 20 звуков и букв выделено 10 часов, поэтому целесообразнее соединить повторяемые звуки и буквы в группы, указанные в программе.
В I класс первого года обучения принимаются дети с общим недоразвитием речи, владеющие фразовой речью с элементами аграмматизма, словарный запас у них шире обиходного, понимание речи на более высоком уровне; звуковая сторона речи, в том числе и фонематическое восприятие, достаточно сформирована. Большинство этих детей прошло дошкольную подготовку.
Определенная подготовленность данной категории детей (особенно уровень фонематического восприятия) дает возможность научить их первоначальным навыкам чтения и письма в более короткие сроки.
В связи с этим обучение грамоте детей 2—3-го уровня развития речи (I класс первого года обучения) целесообразно разделить на следующие два периода:
I период — подготовительный, или добукварный (2 месяца);
II период — букварный (7 месяцев — с ноября по май).
Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синте-тическим методом, слагается из двух взаимосвязанных процессов (обучение первоначальному чтению и письму) и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связная речь.
На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих; развивается устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию и переключению.
Уроки обучения грамоте должны содействовать общему развитию учащихся, воспитанию чувства товарищества и коллективизма, трудолюбия и положительного отношения к учебе.