Развитие речи

Специальные уроки развития речи имеют своей целью форми­рование и совершенствование у школьников с общим недоразви­тием речи полноценных форм общения и языковых средств с уче­том их взаимодействия.

Указанная цель предусматривает решение ряда задач: формирование, развитие и активизация словарного запаса, т. е. развитие лексической основы речи;

практическое овладение основными закономерностями грам­матического строя речи;

обучение связной речи (устной и письменной);

восполнение пробелов в речевом развитии школьников и под­готовка их к овладению грамотой, грамматикой и правописанием, а также чтением в соответствии со школьной программой.

Эти задачи решаются одновременно на уроке в процессе ра­боты по определенной теме.

Обучение на уроке происходит путем специальной организации речевой практики и использования речевых упражнений, направ­ленных на восполнение лексико-грамматических обобщений в ка­честве .исходной основы, формирующей и развивающей самостоя­тельную речевую деятельность детей.

Программа по развитию речи имеет три раздела:

«Работа над словом»,

«Работа над предложением»,

«Работа над связной речью».

В программе дается тематика для уроков развития речи, предусматривающая уточнение и накопление конкретных пред­ставлений об окружающем мире, о предметах и явлениях, с кото­рыми учащиеся сталкиваются в быту, учебе, при знакомстве с при­родными явлениями и общественной жизнью, с трудом и отноше­нием к труду советских людей, а также обобщение нравственного опыта детей, их поведения, любви к родному краю, Родине.

Тематика для развития речи включает курс ознакомления с ок­ружающим миром, предусмотренный программой для I—II клас­сов одиннадцатилетней общеобразовательной средней школы.

При изучении раздела «Работа над словом» большое внимание следует уделять словарной (лексической) работе на протяжении всех лет обучения. "Упражнения носят практический характер. Тео­ретические сведения по лексике учащимся не сообщаются.

По каждой теме уточняются и накапливаются конкретные представления и понятия, ведутся наблюдения, в ходе которых учащиеся осознают, что слова обозначают те или иные предметы и явления, действия, бывают близкими и противоположными по смыслу, а также могут быть употреблены в предложении в одном или нескольких значениях.

Отбор словаря связывается непосредственно с темой урока. Слова включаются в тематический словарь, который подлежит ус­воению. В словарной работе Должен использоваться и тот речевой материал, который учащиеся приобретают самостоятельно. Поэто­му наряду с накоплением словарного запаса большое значение имеет постепенное углубление и расширение содержания уже зна­комых детям слов.

Тематический словарь из класса в класс усложняется.

В подготовительном и I классах учащиеся овладевают преиму­щественно словарем с конкретным значением. Постепенно в речь детей вводятся новые слова, обозначающие менее знакомые пред­меты, действия, качества. Возрастает доля слов с отвлеченным значением. Учащиеся должны научиться употреблять не только су­ществительные, глаголы, прилагательные, но и наречия, числи­тельные, местоимения.

Каждое новое слово должно усваиваться посредством осмысле­ния его значения в словосочетаниях. Только в словосочетании можно уточнить конкретное значение слов и различные формы связи между словами, с помощью которых они включаются в предложение.

Для того чтобы слово закрепилось в речи и учащиеся научи­лись активно его использовать, необходимо создавать в процессе обучения условия для частого его употребления. С этой целью ор­ганизуются различные предметные ситуации с определенным под­бором наглядно-дидактического, игрового, иллюстративного мате­риала, способствующего уточнению и активизации словаря, вовле­чению его в речевое общение. Эта работа должна подвести учащихся к правильному употреблению, слов по смыслу и по возмож­ности к отчетливому их произношению.

В тех случаях, когда ученик не может правильно произнести слово, можно ограничиться приближенным его произношением, но с обязательным требованием правильного произношения гласных звуков и соблюдением порядка и количества слогов в слове.

Во II и последующих классах предусматривается знакомство учащихся с многозначными и обобщающими словами, словами с противоположным и близким значением (антонимами и синони­мами), словами с переносным значением и эмоционально-экспрес­сивной окраской.

Ученики III—V классов учатся выбирать наиболее подходя­щие по значению слова для более точного выражения мысли. Все шире используются синонимические средства. Так как активиза­ция словаря у детей происходит медленно, то их следует специаль­но учить правильному словоупотреблению, группировке слов по .смыслу и формальным (лексико-грамматическим) признакам,

формированию связей между различными лексическими группами слов.

Поэтому программа предусматривает требования о включении в связную речь слов с различными словообразовательными показателями и группировки слов не только по тематическому признаку, но и по лексико-грамматическому, на основе сходства значения слов по общности значения корня, приставки, суффикса. При изучении той или иной темы следует обращать внимание детей на те родственные слова, которые в ней встречаются.

Одновременно с уточнением лексического значения слова дол­жно усваиваться и его грамматическое .оформление. В программе предусматривается систематическая работа по развитию значений грамматических, форм слов и грамматических связей, в которые вступают слова между собой в предложениях различной кон­струкции.

В разделе «Работа над предложением» даны типы (модели) предложений, которые необходимо ввести и закрепить в речи уча­щихся в течение года. При формировании и закреплении навыка построения того или иного предложения одновременно уточняются значения морфологических закономерностей входящих в него слов, присущие существительным (род, число, падеж), глаголам (вре­мя, вид, род, лицо), прилагательным (род, число, падеж) и, т. д. Типы предложений из класса в класс усложняются. В подготовительном классе в активную речь детей должны войти побудительные предложения. Школьники учатся вслушиваться в обращенную к ним речь, понимать ее содержание, осмысленно выполнять .поручения, просьбы, приказания. Точность понимания контролируется ответным действием, не исключающим возможность словесного ответа.

Одновременно дети учатся составлять повествовательные про­стые и .распространенные предложения, состоящие из 2—3 слов, по демонстрируемому действию, картине, понимать различные типы вопросов, правильно отвечать на них и обращаться с вопроса­ми к другим. В I классе школьники должны научиться понимать и самостоятельно употреблять в связных высказываниях побуди­тельные, вопросительные и повествовательные предложения, вклю­чающие 3—5 слов. Во II классе предложения распространяются за счет определения, уточнения места, времени, обстоятельства действия и т. д. В связных высказываниях используют простые распространенные предложения, состоящие из 5—7 слов, и не до­пускают аграмматизмов при их построении. За подготовительный, 1, II и частично III класс школьники должны практически овладеть основными грамматическими закономерностями языка, научиться правильно строить различные типы и модели простого распространенного предложения.

Начиная с III класса задача обучения будет состоять в фор­мировании у детей умения пользоваться в общении не только про­стыми распространенными предложениями, но и сложными, в за­креплении навыков и умений употреблять различные конструкции простого и сложного предложения в связной речи.

Следует учить школьников использовать при построении пред­ложений большее число членов предложений и выражать более сложные отношения и связи объективной действительности, пере­давать многообразие отношений с помощью специальных союзных слов, интонации, порядка слов в предложении и т. д.

Учащиеся должны образовывать сложное предложение из про­стых, составлять простое предложение с однородными членами, косвенной речью. Вводя в речевую практику сложные синтаксические конструкции, следует иметь в виду ознакомление не со всеми

существующими сложными предложениями, а с наиболее распро­странёнными и употребительными, выражающими временные, при­чинные, определительные, целевые, объективные смысловые отно­шения.

К концу III класса, а также в IV и V классах предусматри­вается практическое обобщение известных учащимся основных грамматических закономерностей, характеризующих имя сущест­вительное, имя прилагательное, глагол, местоимение (значение, особенности, изменения). Тем самым подготавливается основа для усвоения элементарного курса грамматики.

В разделе «Работа над связной речью» на основе обогащения и уточнения словарного запаса и практического овладения пред­ложением ведется работа по овладению учащимися смыслом вы­сказывания, развитию навыков и умений в точном выражении мысли, умения устанавливать последовательность действий в рас­сказе, выявлять причинно-следственные отношения.

Программой предусматривается овладение разными формами речи (диалогической (разговорной) и монологической), видами (устной и письменной), а также различными ее типами, или сти­лями (сообщение, повествование, описание, рассуждение).

Вначале учащиеся усваивают диалогическую (разговорную) форму речи. Основную роль берет на себя учитель, затем под его руководством школьники учатся самостоятельно составлять диа­лог. Ведущим приемом обучения становится беседа. Тематика бесед на первых порах непосредственно связана с восприятием детей, их живыми впечатлениями, трудовыми и учебными процесса­ми (подготовительный, I классы). Тематика приводится в программе.

На последующих этапах обучения (II—III классы) необходи­мо учить вести диалог не только в пределах наглядной ситуации, но и переходить к таким ее формам, которые черпают свое содер­жание из конкретных представлений детей.

Наряду с диалогической (разговорной) речью у школьников формируются умения в построении развернутого целостного и связного (монологического) высказывания.

В I классе ученики должны уметь составлять 3—5 предложе­ний, объединенных общей темой, научиться понимать и выделять смысловые ориентиры текста.

В последующих классах устные высказывания детей посте­пенно должны становиться все более развернутыми, включающи­ми 20—30 слов. Школьники учатся строить высказывания на учеб­но-бытовую тему, давать описание хорошо известных предметов, передавать содержание картин сначала по вопросам учителя, а за­тем самостоятельно, используя план, а потом и без него. Необхо­димо следить, чтобы самостоятельность детей все время воз­растала.

На первых порах преобладают упражнения по созданию тек­стов по образцу (изложение), а затем — собственных текстов на основе увиденного, прочитанного, услышанного.

Пересказ содержания картин, прочитанных или прослушан­ных текстов подготавливает детей к самостоятельному изложению своих мыслей, наблюдений.

Для того чтобы речь детей была связной, необходимо учить их самостоятельно отбирать слова, синтаксические конструкции предложений, которые наиболее точно передали бы замысел вы­сказывания, использовать интонацию, логическое (фразовое) уда­рение для выделения наиболее важных слов, несущих смысловую нагрузку, разнообразные межфразовые средства для связи пред­ложений и перехода от одного предложения к другому.

С этой целью необходимо учить детей распределять свое вни­мание между содержанием и формой высказывания, требовать от них логически обоснованных и правильных в языковом отноше­нии высказываний.

Развитие устной речи тесно связано с формированием связ­ного письма.

Основными видами работ по развитию письменной речи явля­ются изложения и сочинения.

Выбор тематики изложения, сочинения, тренировочных упраж­нений определяется главным образом воспитательным значением, опытом и интересами детей. При этом учитывается доступность со­держания и посильность композиционного и речевого оформления. Для сочинений целесообразно предлагать темы, связанные с конкретными впечатлениями и действиями детей. Шире привле­кать темы, связанные с общественно полезным трудом детей, спо­собствующие решению задач идейно-политического и нравствен­ного воспитания школьников.

Изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер. Они должны быть преимущественно повествовательного характера. По мере накопления речевого опыта дети составляют короткие (2—3 предложения) устные и письменные зарисовки описательного характера хорошо знакомых предметов, явлений природы, внешности человека, животных (II класс).

Начиная с III класса элементы описания вводятся в рассказы, составленные.детьми устно и письменно. В IV—V классах преду­сматривается составление рассказов (сочинений) с элементами рассуждения (ответы на вопросы почему? зачем?). Описания и рассуждения могут состоять из 2—3 предложений.

Программа предусматривает также обучение некоторым видам деловой речи, имеющей практическое значение (письмо, объявле­ние, заметка в стенгазету, состоящая из небольшого количества предложений), и речевому этикету (приглашение, поздравление). Для обучения детей письму изложений и сочинений полезно практиковать коллективные работы под руководством учителя, по образцу которых школьники учатся самостоятельно выражать свои мысли. Работа над связной речью предполагает особый контроль учителя за соблюдением учениками последовательности и связей между отдельными предложениями и более крупными частями из­ложения и сочинения.

Серьезное внимание уделяется работе по составлению планов устного и письменного высказывания, по формированию умения говорить и писать по собственному плану.

Работу над связной письменной речью рекомендуется прово­дить один раз в 10—15 дней.