Живопись Г. Мемлинга.

(memling) Ханс (ок. 1440, Зелигенштадт, Гессен – 1494, Брюгге), нидерландский живописец эпохи Возрождения. Возможно, учился у Р. ван дер Вейдена, влияние которого ощутимо в ранних работах Мемлинга (триптих «Распятие», 1467—70). Однако уже в панно «Страсти Христовы» (ок. 1470), вероятно созданном для флорентийского купца Томмазо Портинари, проявляются неповторимые особенности манеры художника: вкус к деталям, редкостный дар увлекательного рассказа и неистощимое богатство воображения. Разновременные события Страстной недели, а также им предшествующие (Тайная вечеря, Воскрешение Лазаря) и последующие (Несение креста, Распятие) представлены происходящими в едином пространстве – на улицах и площадях фантастического города, увиденного с высоты птичьего полёта. По такому же композиционному принципу построена более поздняя картина «Семь радостей Богоматери» (1480), где изображено более 150 фигур и представлено 20 сюжетов.

Самое прославленное произведение Мемлинга – триптих «Страшный суд» (ок. 1473 г.). Написанный по заказу флорентийского купца Якопо Тани, он был отправлен по морю в Италию, по дороге украден польским каперским судном и передан в дар собору Св. Марии в Гданьске. На внешних сторонах створок алтаря изображены статуи Мадонны и архангела Михаила с донаторами. Главное действие происходит на центральной внутренней створке. Христос Судия восседает на радуге, окружённый апостолами и ангелами. Слева и справа от его головы лилия и меч – символы чистоты и справедливости. В час Страшного суда разверзается земля и открываются могилы, откуда робко выглядывают воскресшие люди. Архангел Михаил взвешивает на весах души праведников и грешников. Черти загоняют грешников в ад, изображённый на правой створке алтаря, они низвергаются в геенну огненную. Праведников встречает св. Пётр у врат Рая, представленного на левой створке. Мемлинг был также замечательным портретистом (парные портреты Т. Портинари и его жены, ок. 1472 г.; «Портрет человека с медалью», ок. 1480 г., и т. н. «Сивилла Самбета», 1480). В «Диптихе Мартина ван Ньювенхове» (1487) изображён (на правой створке) знатный юноша-донатор, благоговейно предстоящий в молитве перед Мадонной с Младенцем, представленной на левой створке. Земной человек и Царица Небесная находятся рядом, в пространстве одной комнаты. Сферическое зеркало, висящее на стене за спиной Богоматери, отражает силуэт коленопреклонённого юноши. Среди известных произведений художника – триптих «Обручение св. Екатерины» (1479), в правой части которого представлены апокалиптические видения Иоанна Богослова, и композиции, украшающие раку (драгоценный ларец – хранилище останков) св. Урсулы (1489).


53.Живопись И. Босха. Иероним Босх (1460 -1516) С.509 Э-я

(Иеронимус Антонисзон ван Акен )-псевдоним Иероним Босх — выдающийся нидерландский живописец-философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. Он родился и провёл почти всю жизнь в городе Хертогенбос в Северном Брабанте. Первые уроки ремесла Босх получил от деда и отца, профессиональных живописцев. Затем он совершенствовался в своём искусстве, обучаясь в нидерландских городах Гаарлеме и Делфте. Слава об искусстве Босха распространилась далеко за пределы его родного города: к художнику обращались с заказами отовсюду, в том числе короли Франции и Испании.

Картина «Семь смертных грехов» принадлежит к числу его ранних работ. В центре композиции-фигура Христа с надписью: «Берегись, берегись, Бог видит». Вокруг располагаются изображения семи смертных грехов-гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства, корыстолюбия и зависти. Босх находит д/каждого из грехов пример из жизни, хорошо понятный зрителю: гнев иллюстрируется сценой пьяной драки; зависть предстаёт в виде лавочника, злобно поглядывающего в сторону соседа; корыстолюбие воплощает в себе судья, берущий взятку. Художник показывает, как идут к своей погибели самые обыкновенные люди, погруженные в каждодневную суету; сцены привычных, будничных злодейств движутся по нескончаемому кругу, как пестрая, нелепая, жалкая карусель...За грехами неотступно следует воздаяние: по углам картины располагаются ещё четыре изображения-смерти, Страшного суда, ада и рая, т.е. «четырёх последних вещей», по выражению проповедников того времени.

Брак Иеронима не был особо счастливым (супруги не имели детей), но он дал художнику материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел. Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим. Поэтому, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг.

Уже зрелым мастером Босх создал «Воз сена» 1500-1502гг.-трёхстворчатый алтарь, презназначенный скорее д/раздумий, что выбор сюжета Босху подсказала старая нидерландская пословица: «Мир-сток сена, и каждый старается ухватить с него сколько может». Центральная часть триптиха изображает земной мир. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. На языке пословицы, которую обыгрывает Босх, сего означает недолговечные соблазны мира: власть, богатство, почести, наслаждения. В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий: в толпе среди одежд простолюдинов мелькают шлемы воинов, мантии учёных, щегольские наряды знати, короны, папская тиара; развеваются стяги германского императора и французского короля; монахи под бдительным надзором дородной аббатисы деловито набивают сеном огромный мешок, видимо рассчитывая употребить это добро на пользу Святой Церкви. Воз с сеном движется словно триумфальная колесница мирской суеты. Его колёса безжалостно давят неудачников, а на возу расположилась компания беспечных баловней судьбы: достигшие предела своих желаний, они не замечают, что в воз, на котром они так уютно устроились, впряжены мерзские страшилища с рыбьими, жабьими, крысиными мордами. Эта нечисть увлекает воз, а с ним и всю толпу прямо в ад, изображённый на правой створке триптиха.

Замысел «Воза сена» и глубже, и шире обыденного смысла пословицы: сквозь ярморочную суету здесь проступает гармоничный лик мира. Фоном д/сцены дележа сена служит прекрасная долина: величавый покой природы противопоставлен шумной и бесплодной суете людей. Зритель, первоначально сбитый с толку пёстрым зрелищем первого плана, с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа. Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Кажется перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Но эта победа иллюзорна: ещё миг-воз сдвинется, и адское пламя в одно мгновение испепелит его вместе со всем грузом, тогда как его Соперник постоянен и неуничтожим. Изображение Христа-подлинный центр картины.

Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых. Его картины резко выделяются среди множества подобных изображений: произведения Босха: окрашены индивидуальным переживанием, личной болью. Самое потрясающее из них-картина «Несение креста», которая сейчас хранится в Гентском музее изобразительных искусств. Вся её плоскость заполнена человеческими фигурами, точнее лицами: теснятся физиономии стражников, палачей, праздных зевак-грубые, уродливые. Ещё более страшными делают эти лица переполняющие их фанатичная жестокость, скотское равнодушие, тупое злорадство. На фоне этого человеческого зверинца особенно прекрасными кажутся спокойные и кроткие лица Христа и Святой Вероники, в руках которой белый платок с нерукотворным образом Спасителя. Христос идёт навстречу своей смерти: направо, в ту сторону, которая в средневековом искусстве отводилась д/изображений, связанных со смертью и грехом. Вероника движется налево, в мир жизни, унося на платке лик Христа.

return false">ссылка скрыта

Босх был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч.

Одним словом, Иероним Босх был образованным человеком своего времени. Для нас особенно важно, как он претворял свои познания в мир фантастических образов.

Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг.), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства.

Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.

Первым расшифровать это произведение попытался испанский монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), в 1605 г. Он пологал, что «Сад наслаждений» является нравоучительной картиной: центральная часть алтаря-не что иное, как собирательный образ земной жизни человечества, погрязшего в груховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая,-человечества, обречённого на гибель в аду. Хосе де Сигуэнца предлагал снять с картины побольше копий и распространить их в целях вразумления верующих. Триптих «Поклонение волхвов» 1510-принадлежит к числу поздних произведений Босха.

Он скончался в 1516 г. и был с почестями похоронен 9 августа в родном Хертогенбосе.

Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью. Hаибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Там сложились самые большие коллекции его полотен. Фантастические, страшные сцены картин Босха были близки и интересны преисполненному религиозных чувств испанскому зрителю. Серьезное изучение творчества Босха началось на рубеже XIX и ХХ веков. К этому времени он был практически забыт, его имя почти не упоминалось ни в энциклопедиях, ни в учебниках. Cобратья-художники как бы не замечали его, и в истории искусства фигуру этого мастера долгое время обходили молчанием или снабжали противоречивым комментарием. Но, независимо от всех этих мнений и оценок, сегодня Босх признан непревзойденным изобретателем образов, замечательным колористом и рисовальщиком, большой и самобытной личностью, размышлявшей о мире и его противоречивой сложности, о человеке и его незащищенности перед лицом духовной и физической опасности.А спустя полвека после смерти Босха с такими же раздумьями над судьбами человечества придет в искусство его, не менее выдающийся соотечественник, — Питер Брейгель Старший, чтобы продолжить творческий поиск, начатый великим предшественником.


54.Живопись Питера Брейгеля Старшего.Питер Брейгель Старший, или «Мужицкий» [между 1525 и 1530 — 5 (9) сентября 1569, Брюссель], величайший нидерландский художник 16 века.

Родился в крестьянской семье. Как и большинство нидерландцев, он получил произвище от названия деревни, откуда был родом, но своим детям мастер передал это прозвище уже как фамилию. О годах учения будущего художника сохранились скупые сведения: семейное предание гласит, что он учился в Антверпене у Питера Кука ван Альста-прославленного в те годы живописца. Первое документальное свидетельство о Питере Брейгеле-датированная 1551 запись о принятии его в члены антверпенской гильдии Святоко Луки. В 1552 молодой живописец отправился в Италию, посещение которой считалось непременным условием достижения художественного совершенства. По возвращении в Антверпен Брейгель создал картину «Падение Икара» 1555-1558. В 16в. Легенду об Икаре воспринимали предупреждение гордецам и недальновидным выскочкам, пренебрегающим своим предназначением. Прочитав название картины, зритель невольно смотрит на изображение неба, но не находит там героя. Взгляд скользит по глади морской лагуны с островами и парусниками, по скалистому, поросшему кустарником берегу. Вот крестьянин прилежно выводит борозду на своём поле,; стоит, рассеянно опираясь на посох, пастух; деловито закидывает удочку рыболов. И вдруг неподалёку от того места, где устроился рыбак, в ореоле жемчужных брызг зритель различает ноги гибнущего Икара, уже почти скрывшиеся в пучине. Ветер разносит в стороны перья его распавшихся крыльев. Художник ввёл в свою картину фишуры пастуха, пахаря и рыболова, но придал этим образам совсем иное звучание. Его не видят или не желают видеть: например, рыбак невозмутимо продолжает удить, хотя юноша и упал в воду прямо у него на глазах. И пастух, и пахарь, и рыболов-каждый из них поглощён своим делом. Мастер обращался к эпизодам библейской истории. «Вавилонская башня» 1563, «Битва Масленицы и Поста» 1559, «Несение креста» 1564-сюжет столь распространенный в христианском искусстве, Трейгель трактует весьма необычно: зритель не сразу обнаруживает на картине Христа, которого ведут на Голгофу. На переднем плане, изображающий край скалистого обрыва, находятся близкие Христа: Богоматерь. Скорбно стиснувшая руки, склонившийся над Ней апостол Иоанн, рыдающая Магдалина. Далее открывается вид на равнину, заполненную людской толпой, которая движется к виднеющемуся вдалеке месту казни. «Избиение младенцев в Аифлееме» 1566. Последняя из известных ныне картин Брейгеля-»Слепые» 1568, жуткая вереница бесприятныз калек, лишенных не только зрения, но и поводыря, бредёт из глубины картины на зрителя, к переднему краю живописного пространства, на деле же-к краю оврага. Вряд ли его персонажам угрожает гибель-овраг неглубок. Весь ужас происходящего сконцентрирован не в сюжетной ситуации, а именно в образах: в неторопливом-след в след-движении к краю ямы, в череде ужасных лиц, подвижных и разнохарактерных, но лишённых какой-либо тени мысли и жизни. Картина посвящена словам Христа: «Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?». Конечно жу, при этом Иисус имел в виду слепоту духовную. Как напоминание об этом Брейгель изображает в глубине картины церковь-единственное место, где слепые могут получить исцеление. Но чтобы переступить церковный порог, нужно быть зрячим или воспользоваться помощью зрячего; ни то ни другое не доступно персонажам Брейгеля. «Нидерландсакие пословицы»-картина созданная 1559, находится в собрании Берлинских Государственных музеев, это энциклопедия нидерландского фольклора. В небольшом живописном пространстве художник поместил более ста иллюстраций к народным пословицам, басням, поговоркам и прибауткам. Сюжеты 119 пословиц, поговорок все они могут быть сведены к одной теме: речь неизменно идёт о напрасной, бестолковой трате сил и средств. ..»Засыпать рок, после того как утонул теленок» (После драки кулаками не машут), «Бросать деньги в воду» (Сорить деньгами). В 1567-1569 Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни (которым и обязан своим прозвищем) («Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба» — обе в Музее истории искусств, Вена). Художника интересует не столько атмосфера крестьянского празднества, сколько драматургия целого, сами крестьяне — их обличье, характерные типы, повадки. Грузные и сильные фигуры крестьян изображены в несвойственных Брейгелю крупных масштабах, создавая собой стихию и естественную мощь природы.