Вопрос. Методика и специфика обследования общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики у ребенка с дизартрией.
Обследование состояния артикуляционного аппарата
Обследование включает описание артикуляционного аппарата, его анатомического строения и двигательной функции. Обследование начинается с осмотра органов артикуляции, в ходе которого выявляются особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого нёба, подъязычной уздечки, челюстей, твердого нёба.
Анализируются: мышечный тонус губ, языка, мягкого нёба. Отмечаются: асимметрическое положение вытянутого вперед языка, тремор, изменение конфигурации, гиперкинезы языка, истонченность, вялость губ, провисание - подтянутость мягкого неба.
Обследование подвижности артикуляционного аппарата. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции после выполнения по показу:
– сомкнуть губы;
– округлить губы, как при произношении звука «о» - удержать позу;
– вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у» и удерживать данный артикуляционнный уклад.
Исследование двигательной функции челюсти вначале по показу, а затем по словесной инструкции:
– широко раскрыть рот как при произнесении звука «а» и закрыть;
– сделать движение нижней челюстью вправо;
– сделать движение нижней челюстью влево;
– сделать движение нижней челюстью вперед.
Исследование двигательной функции языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и словесной инструкции:
– положить широкий язык на нижнюю губу и подержать (счет от 1 до 5);
– положить широкий язык на верхнюю губу и подержать (счет от 1 до 5);
– высовывание языка лопаточкой;
– поднять кончик языка к верхним зубам, подержать (счет от 1 до 5) и опустить к нижним зубам.
Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата проводится по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений:
– оскалить зубы, высунув язык, затем широко раскрыть рот;
– язык в сторону, поднять вверх, высунуть вперед;
– широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних резцов, а затем поднять кончик языка к верхним резцам и положить на верхнюю губу.