Национальная принадлежность программ в прайм-тайм на коммерческих каналах некоторых стран Европы (конец 1990-х гг.)

 

Страна Кинофильмы (%) Сериалы (%)
национальные США стран Европы других стран национальные США стран Европы других стран
Бельгия (ТВ на фламанд. яз.) 96,3 3,7 23,9 65,2 10,9
Бельгия (ТВ на фр. яз.) 67,7 25,8 6,5 41,0   59,0  
Великобритания 36,4 45,4 9,1* 9,1 80,8 19,2
Германия 6,8 81,8 9,1* 2,3 40,8 52,1 5,1 2,0
Италия 26,1 60,9 8,7 4,3 9,4 90,6
Нидерланды 2,8 88,9 5,5 2,8 53,1 34,6 9,8 2,5***
Норвегия**
Финляндия** 89,0 7,0 4,0
Франция 50,0 50,0 33,3 66,7

 

* Включая программы совместного производства европейских стран.

** Данные для всего времени вешания.

*** Австралийского производства.

Составлено по: De Bens E., de Smaele H. The Inflow of American Television Fiction on European Broadcasting Channels Revisited // European Journal of Communications. 2001. Vol. 16 (1). P. 58–59, 62–63; Media Trends 2001 in Denmark, Finland, Iceland, Norway and Sweden. Statistics and Analysis. Ed. U. Carlsson, E. Harrie. Göteborg, NORDICOM. P. 128–130.

 

Проводившие анализ программной политики европейского коммерческого ТВ бельгийские исследовательницы Э. де Бенс и X. де Смеле обратили внимание на то, что практически везде в Западной Европе коммерческие каналы выбирают в качестве основы художественные (фильмы, телесериалы) и развлекательные программы. Так, в Великобритании их суммарная доля составляет 49,9% времени вещания (64,5% прайм-тайм), в Германии – 76,1% (в прайм-тайм 91,9%), в Италии – 63,0% (в прайм-тайм 71,5%) и во Франции – 54,7% (в прайм-тайм 50,7).

На основании такого анализа Э. де Бенс и X. де Смеле предлагают следующую модель для описания программной политики европейских каналов коммерческого ТВ:

 

Ø опора на художественные и развлекательные программы, ведущая к превращению ТВ в СМИ для легкого развлечения;

Ø преобладание американских художественных фильмов;

Ø ограниченное использование художественных программ европейского производства при одновременном широком использовании отечественных сериалов, особенно в прайм-тайм.

 

Дополнительным элементом в этой модели должны стать программы, называемые «инфотейнмент», «политейнмент» и «бизнестейнмент». Снижение аналитичности новостных программ, усиление сенсационности в выборе новостей, их изложении и видеоряде, популяризация политики, согласно данным исследований, стали современной чертой программных стратегий коммерческих каналов. Однако европейские реалии отражают в целом противоречивую картину, не подтверждая абсолютного характера тенденции к усилению развлекательности информационных программ.