II. МУСУЛЬМАНСКИЕ НАРОДЫ В РОССИИ И СССР

 

Исламская революция в Иране и героическое со­противление мусульманского Афганистана против советской сверхдержавы повысили интерес также и к мусульманским народам СССР. Происходящая сейчас схватка между исламом и коммунизмом в Афганистане, продолжающаяся политическая, стра­тегическая и энергетическая конфронтация великих держав в мусульманском регионе (Афганистан, Иран и Арабский Восток) может привести в движе­ние со временем и советский мусульманский Во­сток. Кремль старается, продолжая бороться против ислама в СССР, вводить советских мусульман в свою экспансионистскую игру на Среднем и Ближ­нем Востоке якобы для «защиты» тамошних му­сульманских народов против американцев. Но это не только фальшивая и коварная игра, но и одно­временно игра с огнем. В случае возникновения военной конфронтации в этом регионе между Аме­рикой и Советским Союзом нынешняя ставка Крем­ля на «мусульманский патриотизм» его подданных может обернуться катастрофой для него же. В вы­сокой степени ненадежными являются мусульман­ские народы СССР и в случае серьезного политиче­ского и революционного кризиса внутри страны, о чем свидетельствует живучесть идеологии басма­чества в Туркестане и мюридизма на Кавказе, осно­ванной на догмах ислама. Характерно также, что все диссиденты, репрессированные из среды мусульман, обвинялись в перепечатке и распространении Кора­на. Сказанное делает необходимым уделить спе­циальное внимание догматам ислама, истории му­сульманских народов СССР и настоящему положе­нию ислама в СССР.

Ислам – религия великих завоевателей словом и мечом – превратился со временем в религию за­воеванных и порабощенных колониальных народов Азии и Африки. Как раз на этих двух континентах, где европейский колонизатор шествовал по сле­дам арабских завоевателей, он хотя физически и покорил мусульманские народы, но никогда не смог покорить их духовно. Попытки миссионеров из метрополий вернуть обратно в христианство хо­тя бы те народы, которые до их покорения арабами проповедовали христианство, оказались, в основ­ном, тщетными. Один известный советский восто­ковед замечает в отношении стран Арабского Во­стока: «В этих ранее христианских странах в сред­ние века большинство коренного населения пере­шло в ислам, но никогда не наблюдалось случаев принятия христианства мусульманами» (Е.А. Бе­ляев, «Мусульманское сектантство», Москва, 1957 г., стр. 152).

Неспециалисту трудно понять, а тем более пра­вильно оценить, тот величайший успех, который вы­пал на долю ислама, родившегося в средние века в том же регионе, где уже несколько веков господ­ствовали такие мировые религии, как иудейство и христианство. Гораздо легче объяснить успех ислама в новое и новейшее время, когда он стал религией колониальных народов. Ислам в отличие от хри­стианства воплощает в себе не только вероучение («Дин»), но и государственное учение («Шариат»). Здесь и Божье и кесарево было сосредоточено в одном верховном суверене – сначала в Магомете, а потом в халифах. Отсюда ислам, будучи верой, ста­новится одновременно и движущей национально-политической силой сначала в арабских завоева­тельных войнах, а потом в освободительном дви­жении колониальных народов (басмачество в Тур­кестане, мюридизм на Кавказе).

Что же касается догматов ислама, то существу­ет теория, что ислам – всего-навсего синтез эле­ментов христианства, иудейства и языческих веро­ваний арабских племен. Если он действительно является каким-то синтезом, то надо его признать гениальным синтезом, призванным удовлетворить духовную потребность той части человечества, которая осталась вне сферы влияния существую­щих мировых религий.

Догматы и моральная философия ислама («ислам» – «вручение себя Богу») изложены в священной книге мусульман («мусульманин» «преданный») – в Коране («Коран» – это «чте­ние») , который представляет собою сборник про­поведей Магомета (род. 570, умер 8 июня 632 г.), внушенных ему Богом через ангела Джабраила (Гавриила). Коран собран уже после смерти Ма­гомета его непосредственными учениками. Основ­ная догма ислама, хотя ее нет в Коране, гласит: «Нет Бога, кроме Бога и Магомет его пророк» (значение этой догмы становится понятным, если иметь в виду, что в священном доисламском хра­ме Кааба в Мекке было собрано до 360 идолов, которым покланялись разные арабские племена). Она противопоставляла себя также и христиан­ской догме о Боге в трех лицах («Троице»). Вступительная сура Корана – «Фатих» – которая у мусульман играет роль христианского «Отче наш», гласит: «Во имя Господа Милосердного, Милостивого! Хвала Богу, Господу миров, Милосердному, Милостивому Владыке дня суда. Воисти­ну Тебе мы поклоняемся и у Тебя мы просим за­щиты. Наставь нас на путь правый, на путь тех, к кому Ты был милостив, на кого нет гнева, и кто не заблуждается». С формулы «Во имя Господа Мило­сердного, Милостивого», которая по-арабски звучит так: «Бисмиллахир рахманир рахим» – начинается каждая из 114 сур Корана. Обрядовых предписаний мусульманину четыре: 1) пятикратная молитва в день, 2) соблюдение поста (лунный месяц Рамазан), 3) «закат» (платить в пользу сирот и бедных 2,5% от своего дохода) и 4) при материальной возможно­сти совершить раз в жизни паломничество в Мек­ку. Морально-этические обязанности, которые воз­лагает Коран на своих последователей, один немец­кий комментатор Корана сводит к следующим ше­сти главным принципам: 1) уважение жизни челове­ка, 2) верность и порядочность, 3) доброта и пре­данная благодарность родителям, 4) помощь сопле­менникам и единоверцам в их нужде, 5) верность долгу, 6) великодушие к зависимым от тебя («DerKoran», Munchen, GoldmannVerlag, 1959, стр. 12-13). В четвертой суре Корана сказано, что все хо­рошее, совершаемое человеком, – от Аллаха, а все плохое – от него самого. Блаженства рая, которые ожидают правоверного мусульманина, Коран опи­сывает с необыкновенным пафосом и красочностью. Коран освобождает человека от страха в борьбе за правое дело.

В девятой суре читаем: «Скажи: “Не постигнет нас никогда ничто, кроме того, что начертал нам Аллах”». Коран освобождает человека и от боязни смерти. В той же суре сказано: «Достояние ближней жизни в сравнении с будущей – ничтожно». Средне­вековый мусульманский философ так комменти­рует учение Корана о смысле смерти: «Смерть – исчезновение материи, а не души... Смерть лишь пе­ремена состояния. Душа начинает жить самостоя­тельно, пока она находилась в теле, она держала рукой, смотрела глазами, слушала ушами, но суть вещей познавала она, и только она». Эту филосо­фию смысла жизни и смерти по исламу выдающийся советский ученый узбек Талиб Саидбаев, данными которого я пользуюсь, охарактеризовал в словах: «Немаловажную роль в выполнении исламом компенсаторской функции в обществе сыграло и учение его о цели и смысле земной жизни как подготов­ке к потусторонней жизни. Человек, по исламу – 'пилигрим', для которого цель путешествия, есте­ственно, куда важнее, чем превратности пути» (Т.С. Саидбаев, «Ислам и общество», М. 1978, стр. 57). Никто из богословов как христианских, так и мусульманских не оспаривает влияния иудей­ства и христианства на оформление учения ислама. Коран признает божественное происхождение Биб­лии и Евангелия. Признает посланниками Бога -Адама, Ноя (по-арабски Нух), Авраама (Ибрагим), Моисея (Муса), Иисуса Христа (Исаал-Масих, то есть Мессия). В Коране присутствует культ Христа, но считают его не Богом, а пророком Бога, како­вым себя считал и Магомет. Коран по существу воспроизводит рассказ Евангелий о непорочном за­чатии Девой Марией. Ислам утверждает, что Маго­мет – тот самый Параклет, пришествие которого предсказывал Иисус Христос (в Евангелии от Иоанна).

После смерти Магомета произошел раскол в исламе. Он был вызван не догматическими, а динас­тическими расхождениями из-за спора о наследнике Магомета. Рассказывают, что Магомет хотел, чтобы его наследником и первым халифом стал его зять Али с тем, чтобы положить начало династии по родственной линии. Однако окружение Магомета при­знало лучшим установление принципа выборности и выбран был не Али (впрочем, самый выдающий­ся полководец Магомета), а Абубекир. Отсюда и раскол на «суннитов» («правоверных» от всей «общины»), сторонников Абубекира, и на «шии­тов» («сектантов» от «части общины»), сторонни­ков Али. В середине VIIIвека шиизм стал осо­бым течением в исламе на основе нового догмата: заместитель пророка – халиф – не может быть избираем людьми. Поэтому все халифаты от Абу­бекира, Омара, Османа, Омейядских и Аббассидских являются для шиитов незаконными. Шииты признают Коран, Магомета и сунну кроме тех ее частей, где рассказывается о противниках Али, но шииты имеют и свое, отличное от суннитского, священное предание: шииты восприняли в частности от своих старых верований учение об отсутствии божественного предопределения и о свободе воли. Раскол не помешал, однако, триумфальному ше­ствию ислама по земле. Едва прошло сто лет после смерти Магомета, как ислам с невероятной бы­стротой, силой оружия, распространяется по Сирии, Персии, Средней Азии, Кавказу, Египту, по Север­ной Африке и почти всему Пиренейскому полуост­рову в начале VIIIвека. Даже после падения центра­лизованной власти халифата ислам покорил Кон­стантинополь, водрузив луну на храме Святой Софии (1453 год). В начале XVIи в конце XVIIвека турки дважды пытались, оба раза неудачно, овладеть даже Веной. Это был уже конец исламской экспансии в сторону Европы. Отныне ислам стре­мится в незавоеванные христианством страны Аф­рики и Азии – вплоть до Филиппинских островов, куда ислам проник через Индонезию в XIV-XVвв. Но история любит парадоксы. Чем больше преуспевал ислам, на этот раз не мечом, а словом, среди афро-азиатских народов, тем интенсивнее шел дру­гой параллельный процесс – колонизация этих на­родов великими и даже средними державами Ев­ропы.

Последний халифат – Османская империя – после неудачной для нее войны с Россией в 1877-78 гг. настолько ослабела, что европейские державы постепенно начали захватывать ее отдельные провин­ции с их мусульманскими народами, а после Первой мировой войны вообще разделили между собою арабские страны.

От великой мусульманской империи уцелела одна лишь Турция, объявившая себя чисто нацио­нальным государством и республикой. Отныне су­веренитетом пользовались три мусульманских наро­да: Турция, Персия и Афганистан.

Вторая мировая война и ее последствия приве­ли к крушению всех мировых империй, кроме советской. Европейские культурные державы, одни добровольно, другие вынужденно, признали нацио­нальную независимость их бывших колоний. Так образовалось 33 новых мусульманских государства в Азии и Африке. Вместе со старыми тремя мусуль­манскими государствами теперь в мире имеется 36 независимых государств с большинством мусуль­манского населения в них.