Основные идеи ведущих, представителей немецкой классической философии.
а) Основоположникомнемецкой классической философии
считается Иммануил Кант(1724 - 1804).Иммануил Кант:
- дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона - из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;
- выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);
- выдвинул учение о категориях - основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;
- сформулировал моральный закон («категорический императив»);
- выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.
б) Георг Гегель(1770 -1831). Он:
- отождествил бытие и мышление;
- выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального мира, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную
в ряде стран Запада;
исключительная заслуга Гегеля перед философией - разработки диалектики - учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.
в) Иоганн Фихте (1762 - 1814)внес большой вклад в
разработку концепции субъективного идеализма, согласно
которой единственной и главной реальностью для человека
является он сам, его сознание (так называемая «Я-
концепция»).
г) Фридрих Шеллинг(1775 - 1854)глубоко обосновал
понимание природы с позиций объективного идеализма,
выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй
изначально заложены в природе.
д) Людвиг Фейербах(1804 - 1872) был представителем
материалистического направления в немецкой классической
философии.
- подверг критике идеализм и выдвинул целостную и
последовательную материалистическую картину мира;
- в своей философии выступал как полный атеист,
доказывал отсутствие Бога, его искусственность,
выдуманность людьми, перенесением на личность Бога
нереализованных человеческих идеалов.
5) Общее понятие и основные направления немецкого
материализма XIX в.
а) Другим направлениемнемецкой философии XIX в. наряду с немецкой классической философией был материализм,получивший широкое распространение во второй половине XIX в.
6) Немецкий материализм XIX в. представлен главным
образом:
- философией Людвига Фейербаха;
- марксистской философией;
- творчеством вульгарных» материалистов.
NЬ: Атеистическая иматериалистическая философия Людвига Фейербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фейербаха завершила немецкую классическую философию и заложила основы немецкого материализма XIX в., явилась водоразделом между ними.
6) Общее понятие и основныеидеи марксистской философии.
а) Суть вопроса:Классический материализм XIX в.
представлен марксизмом, комплексным учением, в состав
котороговходили:
- марксистская философия;
- политэкономия (экономическое учение);
- научный коммунизм (социально-политическая теория),
б) Основателями марксизмабыли немецкие ученые и
философы Карл Маркс (1818 -1883) и ФридрихЭнгельс
(1820 - 1895).
в) Марксистская философия:
- выдвинула последовательно-материалистическую
картину мира;
- показала роль экономики, производства для
материального и общественного бытия;
- осмысливала философские проблемы с позиций
диалектики (диалектического материализма);
- рассматривала историю как целенаправленный и
закономерный процесс (исторический материализм);
- дала подробную картину возникновения человека,
общества, государства;
- выступала с атеистических позиций.
7) Общее понятие и основные идеи вульгарного материализма, а) Суть вопроса:Разновидностью немецкого материализма XIX в. был вульгарный материализм,
б) Представители и основные идеи:Вульгарныематериалисты - Фохт, Бюхнер, Молешотт - смотрели напроблемы человека, окружающего мира, познанияисключительно с позиций естественных наук (физики,химии, биологии). Вчастности, они:
- механически переносили законы природы (поведение,
организацию жизни животных, естественный отбор,
борьбу за существование) на человеческое общество
(социальный дарвинизм);
- отрицали идеальное, идеальность сознания;
- рассматривали деятельность сознания как физиологический процесс («мозг выделяет мысль, как печень - желчь»).
8) Иррационализм, "философия жизни".
Во второй половине XIX в. особое распространение в Германии получили идеи иррационализма.
а) Определение: Иррационализм- направление в философии,
отрицавшее объективные законы бытия и истории,
диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю
как хаос, цепь случайностей.
б) Основоположником иррационализмасчитается Артур
Шопенгауэр (1788 -1860).
в) Философская позиция.В целом философия Шопенгауэра
наполнена пессимистическим духом, неверием в
возможности человека влиять на окружающий мир и
собственную жизнь.
Nb): Близкой к иррационализму является«философия жизни», которая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия - бытие, идея, материя и т. д,, а бытие человека в мире - то есть жизнь, единственную реальность для человека. ,
г) Одним из основоположников «философии жизни»
являлся Фридрих Ницше (1844- 1900).В частности, им были выдвинуты идеи:
- о возможности человека полностью влиять на свою
судьбу;
- движущих силах человеческого поведения («воля к
жизни», «воля к власти» - экспансия своего «Я»);
- иллюзорности, неактуальности Бога («Бог умер»).
Nb»: В будущем «философия жизни» легла в основу популярных современных философских направлений прагматизма и экзистенциализма.