В) Все существующие монады Лейбниц делит на четыре

класса:

- «голые монады»- лежат в основе неорганической
природы (камней, земли, полезных ископаемых);

- монады животных- обладают ощущениями, но
неразвитым самосознанием;

- монады человека(души) - обладают сознанием,
памятью, уникальной способностью разума мыслить;

- высшая монада - Бог.

Nb: Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы,

Гносеология (учение о познании) Лейбница -попытка

Примирить рационализм и эмпиризм, а) Гносеология (философия познания). Лейбниц попытался

Примирить эмпиризм и рационализм и сделал это

следующим образом:

- все знания разделил на два вида- «истины разума» и
«истины факта»;

- «истины разума»выводятся из самого разума, могут
быть доказаны логически, имеют необходимый и
всеобщий характер;

- «истины факта»- знания, полученные эмпирическим
(опытным) путем (например, магнитное притяжение,
температура кипения воды, температура плавления
различных металлов);

Nb:Как правило, данные знания лишьконстатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер,

Nb: Несмотря на то, что опытное (эмпирическое, «истины факта») знание вероятностное, а не достоверное (подобно «истинам разума»), тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания,

Вывод:по Лейбницу, познание может осуществляться не только путем получения только одного вида знаний - либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них - рациональное (полученное на основе разума) - будет носить достоверный характер, а другое - эмпирическое (основанное на опыте) - лишь вероятностный.

Лекция 14

Философия французского Просвещения XVIII века.

План:

I. Общая характеристика

П. Деистическое направление.

III.Атеистическо-материалистическое
Направление.

IV.Социалистическо ~ утопическое (коммунистическое) направление.

Вопрос I. Общая характеристика.