Инерционно-тормозные характеристики судна.

Общие сведения об инерционно-тормозных свойствах судна При управлении судном на акватории портов, рейдов, в узкостях, при расхождении в море с другими судами, а также в аварийных ситуациях возникает необходимость в изменении скорости судна. Изменение скорости судна, обладающего большой массой, происходит главным образом под воздействием двух сил: силы упора жвижителя и силы сопротивления воды. При этом масса судна при его ускорении или замедлении (положительном или отрицательном) порождает силу , всегда препятствующую изменению скорости движения.

Способность судна изменять скорость своего движения во времени под совместным влиянием перечисленных сил при различных начальных условиях принято называть инерционно-тормозными характеристиками (ИТХ).

Движение судна в процессе изменения скорости, описывается первым уравнением системы. Для случая прямолинейного движения, при отсутствии ветра и прямом положении руля, когда сила Ax и Ррх несущественны, имеем:

(2.1)

где mx -масса судна с учётом присоединенной массы воды при движении по оси X

кг;

R - сила сопротивления вода, Н;

- сига упора винта (винтов), Н;

- ускорение

Знак минус перед силой сопротивления указывает на то, что она всегда направлена против движения, а знак плюс перед силой упора пинта означает, что упор направлен вперед, а знак минус - назад.

Произведениемассы на ускорение ,представляет собой силу инерции.

Сила упора изолированного винта (без учета взаимодействия с корпусом) определяется по формуле:

(2.5)

Где - об/с - частота вращения гребного винта;

- диаметр винта, м;

- коэффициент упора винта.

Эта формула дает надежные результаты, когда винт не имеет поступательного движения вперед или назад, однако если движение происходит с изменением скорости, то возникают переходные процессы, существенно влияющие на силу упора, что особенно проявляется в режиме торможения.