Обусловленная» свобода

Неверно трактовать отношение сознания и тела как каузальное отношение двух субстанций. Аналогична ситуация с отношением

Стр.

==414 Феноменология экзистенциализм, герменевтика

субъекта и мира, человека и общества Мерло-Понти не согласен ни с Сартром и его идеей абсолютной свободы, ни с марксистской концепцией примата экономического фактора Человек свободен, и нет такой структуры, которая могла бы аннулировать его свободу Однако свобода человека всегда обусловлена миром, в котором он живет, и пережитым прошлым «Нет чистого детерминизма, нет абсолютной свободы выбора, я—не вещь и никогда не голое сознание» В действительности мы выбираем наш мир, а мир выбирает нас.

Ошибочна поэтому сама дилемма, либо тотальная свобода, либо ее нет Свобода существует не потому, что на меня ничто не давит, а потому, наоборот, что я всегда вне себя, будучи развернут лицом к миру Обусловленность свободы в том, что человек — структура историко-психологическая, в том смысле, что мы перемешаны с миром до неразличимости. Наша свобода не разрушает ситуацию, скорее она вплетена в нее По этой причине ситуации остаются открытыми, а внедрение человека придает ей ту или иную конфигурацию Нельзя преодолеть ту или иную природную или социальную ситуацию, не приняв ее сначала

Мерло-Понти, не сбрасывая со счетов роль экономического фактора, ясно высказался против его абсолютизации Как психоанализ раздул элемент сексуальности, так марксизм не избежал преувеличения роли экономики. Абсурдно искать в поэзии Валери выражение экономического отчуждения, но совсем не абсурдно искать в социальной и экономической драме нашего Mit-seui (бытия-с-другими) подлинный мотив такого состояния сознания Понятия права, морали, религии, экономики взаимообусловлены и переплетены в единстве социального события почти так же, как в единстве поступка сплетаются физиологические, психологические и моральные мотивы

«Человеческий мир, — читаем мы в книге "Гуманизм и террор", — открытая и незавершенная система, он есть фундаментальным образом возможность». Марксизм ошибочен как в части исторического материализма, так и в части понимания диалектики Нет диалектики без оппозиции и свободы, а свобода и оппозиция в революции не живут долго. «Не случайно, что все известные революции не удались. Когда режим устанавливается, они перестают быть тем, чем были в движении.. Революции подлинны как движения и фальшивы в качестве институтов Законно поэтому спросить, претендует ли режим переделать историю до основания или же хочет лишь изменить что-то частное. Революция — прогресс, когда настоящее сравнивается с прошлым, но она разочаровывает, если сравнивать достигнутое с якобы предугаданным, а затем задушенным будущим» («Приключения диалектики»).

 

Стр. ==415

 

Марсель защита конкретного