Конкурентоспособность отечественной промышленности на внешнем и внутреннем рынках.
Отражением нового курса в государственном хозяйственном управлении всех развитых стран являются общенациональные программы укрепления конкурентоспособности, принятые в 80-е – первой половине 90-х годов за рубежом. В докладе по вопросам конкурентоспособности, подготовленном Генеральным ревизионным управлением США в августе 1993 г., дается следующее разъяснение: «Общепринятое определение конкурентоспособности на национальном уровне предполагает возможность нации достигать предельных уровней производительности, позволяющих поддерживать растущие стандарты жизни в комплексном мировом хозяйстве».
В настоящее время становится все более очевидным, что без создания соответствующего экономического механизма, автоматически ориентирующего предприятия на мировые параметры уровня производительности труда и качества продукции, невозможно добиться стабильных положительных результатов.
Проблема конкурентоспособности российской продукции как на мировом, так и внутреннем рынках в настоящих условиях становится проблемой национальной безопасности. Однако, на практике пока не сделано каких либо шагов в решении этой проблемы, имеющих практическое значение. Согласно данным о конкурентоспособности национальных, народнохозяйственных комплексов стран мира, рассчитываемых ежегодно авторитетными международными организациями, Россия в 90-е годы занимала последние места из десятков стран, включаемых в обзоры, после ряда развивающихся стран Африки, Латинской Америки и даже государств бывшего СЭВ и СССР. Это объясняется следующими причинами. При уменьшении экономического потенциала (по сравнению с бывшим СССР примерно наполовину) внешнеэкономическая нагрузка на Россию, как отмечалось выше, возросла.
Одним из косвенных показателей конкурентных возможностей российской промышленности является показатель, характеризующий динамику производства по отдельным отраслям.
Сокращение объемов производства в основных «валютоемких» отраслях, прежде всего в топливно-энергетическом комплексе, свидетельствует лишь о сокращении внутреннего спроса в связи с кризисным состоянием экономики в целом и отечественных отраслей-потребителей сырья и топлива при формировании поставок на экспорт. При этом сам экспорт, который, как отмечалось выше, имеет ярко выраженную сырьевую направленность, в 1991 – 1999 гг. рос за счет увеличения его физических объемов более чем на 44% при снижении средних контрактных цен более чем на 22%. Рост физического объема вывоза товаров за рассматриваемый период по основной номенклатуре происходил более быстрыми темпами, чем их производство.
В 1991 – 1999 г. добыча нефти сократилась на 35% при росте ее вывоза за рубеж в 2,4 раза, природного газа – более чем на 7% и в 2,3 раза соответственно. Производство нефтепродуктов снизилось на 63%, их экспорт возрос почти в 2 раза, минеральных удобрений на 33 и 57%, целлюлозы – на 73% и в 3,2 раза. Заготовки круглого леса упали на 67%, его экспорт увеличился на 82%.
Это привело к увеличению экспортных квот фактически по всем основным товарам российского экспорта, уровень которых достиг предельной величины, ограничив дальнейшую возможность его экстенсивного развития.
Улучшение ситуации по итогам 1997-1999 гг. в топливном комплексе произошло в решающей степени за счет улучшения конъюнктурных факторов мирового рынка в 1999 г. В 2000 г. такие возможности заметно сократились после мартовского решения стран-членов ОПЕК о повышении с 1 апреля 2000 г. квот на добычу и экспорт нефти, что сразу же привело к снижению ее мировых цен.
К числу отраслей, начавших работу в режиме импортозамещения, относятся химия и нефтехимия, легкая промышленность, лесопромышленный комплекс, машиностроение, черная и цветная металлургия, производство строительных материалов. По итогам 1999 г. в этих отраслях был отмечен наибольший годовой прирост объема производства.
Прирост объема производства в указанных отраслях как в 1998 г., так и в 1999 г. объясняется ростом внутреннего спроса со стороны не только конечного потребления, но и промежуточных отраслей-потребителей (инвестиционный и сельскохозяйственный секторы, торговля, железнодорожный транспорт, химическая, легкая и пищевая промышленность). С этим в основном связано увеличение выпуска продукции в машиностроении в целом и его отдельных отраслях.