Онтология (учение о бытии) Фомы Аквинского.

а) Фома Аквинский исследует проблему бытияне только Бога,
но и всего сущего.

б) В связи с этим он:

- разделяет:сущность (эссенцию) и существование
(экзистенцию).

- Nb: Их разделение - одна из ключевых идей католичества. подразумеваетв качестве сущности (эссенции) «чистую
идею» вещи либо явления, совокупность признаков, черт,
назначения, которые существуют в разуме Бога
(Божественный замысел);

- подразумеваетв качестве существования (экзистенции) сам
факт бытия веши;

считает,что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть «чистая идея», которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);

- доказывает,что бытие и благо обратимы, то есть Бог,
давший сущности существование, может данную сущность
существования и лишить, следовательно, окружающий мир
бренен и непостоянен;

- сущность и существование единытолько в Боге,
следовательно, Бог не может быть обратим - Он вечен,
всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних
факторов;

- исходя из данных посылок,согласно, Фоме: все состоит
из материи и формы (идеи);

- суть любой вещи- единство формы и материи;

- форма (идея) является определяющим началом/аматерия
есть лишь вместилище различных форм;

- форма (идея) есть одновременно цельвозникновения
вещи;

- идея (форма) любой вещи троична:существует в
Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти)
человека.

4. Гносеология (учение о познании) Фомы Аквинского. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:

- откровение и разум (вера и знание)- не одно и то же (как
считал Августин Блаженный), а различные понятия;

- вера и разумодновременно участвуют в процессе познания;
вера и разумдают истинное знание;

если человеческий разум противоречит вере,то он дает

неистинное знание;

- все в мире делитсяна то, что можно познать рационально
(разумом), и то, что разумом непознаваемо;

- разумом можно познатьфакт существования Бога, единство
Бога, бессмертие человеческой души и др.;

- не поддаются рациональному (разумному) познанию
проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность
Бога, а следовательно, могут быть познаны через
Божественное откровение;

- философия и теология -разные науки;

- философия может объяснитьтолько то, что познаваемо разумом;

- все остальное(божественное откровение) может познать
только теология.