Проблема души и человека в философии Аристотеля.

а) Гносеологический и онтологический аспекты:носителем
сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет
три уровня
души:

- растительная душа;

- животная душа;

- разумная душа.

б) Функциональное назначение души:

- являясь носителем сознания, душа также ведает функциями
организма. Растительная душаотвечает за функции питания,
роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост,
размножение) ведает и животная душа,однако благодаря ей
организм дополняется функциями ощущения и желания. И
только разумная (человеческая) душа,охватывая все
вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями
рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из
всего окружающего мира.

в) Аристотель материалистически подходит к проблеме
человека.
Он считает, что человек:

- по биологической сущностиявляется одним из видов
высокоорганизованных животных;

- отличаетсяот животных наличием мышления и разума;

- имеетврожденную склонность жить вместе с себе,
подобными (то есть жигь в коллективе).

NЬ:Именио последнее качество - потребность жить в коллективе -
приводит к возникновению общества - большого коллектива людей,
занимающегося производством материальных благ и их
распределением, проживающего на. одной территории и объединенного
языком, родственными и связями.

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т. д.)является государство.

7. Классификация Аристотелем форм государства.

а)Аристотель выделяет шесть типов государства:

- монархия;

- тирания;

- аристократия;

- крайняя олигархия;

- охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

- политая (смесь умеренной олигархии и умеренной
демократии).

б)Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы
государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и
«хорошие» (монархия, аристократия и политая).

в)Наилучшей формой государства, по Аристотелю,является
полития - совокупность умеренной олигархии и умеренной
демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).

8. Историческое значение философии Аристотеля в том, что
он:

- внес существенные коррективы в ряд положений
философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;

дал материалистическую трактовку происхождения
мира и человека; выделил10 философских категорий;

- дал определение бытиячерез категории;

- определил сущность материи;

- выделил шесть типов государстваи дал понятие
идеального типа - политии;

- внес существенный вклад в развитие логики(дал понятие
дедуктивного метода - от частного к общему, обосновал
систему силлогизмов - вывода из двух и более посылок
заключения).