Оценивание

Исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изучаемое. При экспертном оценивании (метод экспертных оценок) прежде всего следует тщательно подобрать экспертов – людей, которые знают исследуемую область и способны к непредвзятой оценке действий и результатов в этой области. Требования к экспертам – компетентность, заинтересованность, деловитость, объективность. Для оценки этих требований используют различные показатели (стаж работы, наличие ученой степени, печатные труды, число подготовленных учеников, достигших высоких результатов в исследуемой области и др.). Желателен подбор независимых экспертов. Оценки могут быть качественными (характеристики, рекомендации) и количественными (в баллах). Необходимо обучить экспертов использовать предложенные шкалы.

Если действующие независимо друг от друга эксперты стабильно дают совпадающие или близкие оценки и высказывают совпадающие мнения, есть основания полагать, что эти оценки близки к объективным.

Экспертное оценивание может проявиться и как метод обобщения независимых характеристик. Он заключается в том, что по заранее заданной форме берутся письменные отзывы (характеристики) исследуемого объекта (ученика, группы, класса и т.д.), а затем сопоставляются полученные оценки, прогнозы, рекомендации. Совпадение оценок и рекомендаций дает основание полагать, что они близки к истинным. Несовпадающие или дополняющие друг друга оценки и рекомендации дают повод к выявлению качеств объекта, возможно, скрытых и проявляющихся только в определенных условиях, видах деятельности, отношениях. Такие подходы позволяют обнаружить скрытые резервы личности, найти подход к сложным педагогическим ситуациям.

Своеобразный коллективный вариант метода оценивания – психолого-педагогический консилиум. Оценивание дополняется коллективным анализом причин неудач, общим поиском мер, необходимых для достижения лучших результатов. Это может быть совещание учителей класса, педагогического (художественного) совета с целью проведения глубокого анализа данных и выработке согласованных действий [3; 10].

Сочетание имитации реальных ситуаций жизни или профессиональной деятельности с методом оценивания может проявиться как метод диагностических ситуаций. Этот метод связан с использованием специально-подобранных заданий-ситуаций, требующих для своего решения (преобразования) владения определенными навыками и практическими умениями. Такие ситуации помогают диагностировать не только знания и умения, но и жизненные установки, ценностные ориентации. Различают ситуации, требующие только анализа и оценки, и ситуации, требующие принятия решения и его обоснованности. Используют ситуации стандартные и нестандартные (творческие). Ситуации могут быть имитирующими, моделирующими, воссоздающими реальность и реальными (сложившимися естественно или специально организованными) [3].