Значение позы в хореографическом произведении

 

Позы в различных танцах выполняются в установленном пространственном рисунке и слагаются из самых различных положений головы, рук, корпуса и ног. Позы в танцевальном произведении зависят от народности танца, его характера.

«По?за (из фр. pose через немецкий, ранее из лат. pono (супин positum) «класть, ставить» - положение, принимаемое человеческим телом, положение тела, головы и конечностей по отношению к друг другу.

Балет часто называют искусством поз. Особенно это справедливо для классического балета, возникшего в Европе в XV-XVI веках, как придворно-аристократическое искусство. Балет появился вследствие театрализации бальных танцев, представлявших собой поочередное выполнение фигур и смену поз участниками под музыку. С развитием классического балета в нём появлялось всё больше динамики, экспрессии, собственно танца, в современном его понимании. Элементы танца видоизменялись, было введено много новых. Но и в наше время поза (положение) является одним из основных элементов балетного искусства.

Одна из поз «Аrabesque»

Урок классического танца начинается с экзерсисов (упражнений, фр. exercice) у станка, а затем на середине зала. Учащиеся занимают различные позы и выполняют движения, нагружая определённые группы мышц. Таким образом вырабатывается выворотность и сила мышц ног, правильная постановка корпуса, рук и головы, устойчивость, координация движений.

Во время выступления танцовщики также принимают различные позы, чередующиеся друг с другом или прочими элементами танца (прыжками, вращениями, поддержками и т.д.).

Под позой в классическом танце понимают остановку в движении, во время которой тело танцовщика находится в положении равновесия на одной ноге, называемой опорной. В это время другая нога (работающая) отведена вперёд, в сторону или назад.

Позы танца подразделяют на:

малые позы - работающая нога находится на полу,

большие позы - работающая нога поднята.

К основным позам (положениям) классического танца относят: а ля згонд (фр. a la seconde), 4 вида арабеск (фр. arabesque), аттитюд (фр. attitude), круазе (фр. croise), эффасе (фр. efface), экарте (фр. ecarte), эпольман (фр. epaulement). Путь работающей ноги при переходе от одной позы к другой называется пассе (фр. passe).» [8]