Паблисити (урвите пятнадцать минут славы)

Мы, к сожалению, живем в стране, где паблисити торжествует над культурой.

Йель Юдофф

Я знаю от других авторов, вошедших в "средний список" (то есть не в список бестселлеров "Нью-Йорк Тайме", но все же успешных), что в деле издания вашей книги фантазии и реальность — две совершенно разные вещи. Если вы ждете, чтобы ваш издатель стал поддерживать вас бесконечным количеством паблисити, то вы либо крайне наивны, либо бредите. (Я ничего такого не ждал.) Я понимал, что мой издатель не станет давать рекламу моей книги на весь разворот "Ю-эс-эй тудэй" (я сам дал в "Сан-Диего юнион трибюн"); что меня не пошлют в книж­ное турне по двадцати пяти городам (я организовал его сам); что книж­ные магазины не будут стоять на ушах вокруг моей новой книги (даже просто сделать так, чтобы она попала в магазины, и то было проблемой) и что мои шансы попасть на шоу Опры близки к нулю, — и взялся за дело. Издатель приставил ко мне специалиста по рекламе, но я поста­вил перед собой задачу самому найти верные и экономичные способы создать шум вокруг моей книги.

Крупные корпорации нередко спонсируют концертные турне. Это и рестораны (сеть "Красный омар" спонсирует Лиэнн Раймс), и произ­водители пива ("Корона" — Джимми Баффета), и автомобилей ("Лек-сус" — Эрика Клэптона). Но и те из нас, у кого нет золотых дисков и миллионов в банке, могут пользоваться того или иного рода спонсор­ством. Один из способов этого добиться — стать пропагандистом това­ра или услуги, которыми вы пользуетесь и которым доверяете.


Покажи себя 273

У меня есть друзья-писатели, которые сумели устроить книж­ное турне и добиться освещения в прессе путем пропаганды самых разных вещей — программного обеспечения, фотоаппаратов, обуви. Спонсор щедро платил им за потраченное время и добывал для них интервью, в которых они продвигали свои книги, а заодно и товары спонсора. Я и сам воспользовался этим способом — провожу прак­тикумы для компании по организации семинаров. Они помогли мне входить в контакт с сотнями людей каждую неделю по всей стране (плюс Гавайи!), оплачивая мои дорожные расходы, заполняя места на моих семинарах и давая мне возможность пропагандировать свои книги и услуги (к тому же выплачивая мне жалованье). Издатели не жаждут отправлять авторов в книжные турне, так что я сам должен был найти способ поехать и пустить о себе слух. Пока я провожу семинар в каком-нибудь городе, я между делом устраиваю книжную распродажу с раздачей автографов, напрашиваюсь на интервью и охотно их даю. Все довольны, всем выгодно.

Поскольку я начинал как самоиздающийся автор и предпринима­тель, я на собственном опыте знаю, что нужно делать. Я как-то раз под­слушал такое высказывание: "Ожидать, что издатель превратит твою книгу в бестселлер, это то же самое, что родить ребенка и ожидать, что воспитывать его станет врач". Карьера литератора зависит от паблиси­ти. И надо знать, как заставить молву работать на вас, уметь использо­вать средства массовой информации для распространения этой молвы. Успех, и даже просто выживание, зависит от пресс-релизов, от освеще­ния в прессе, от интервью, от книжных турне, от налаживания связей.

Понимание хотя бы основ пиара поможет вам преодолеть первона­чальный хаос. Полезно посоветоваться с профессионалами, даже если вы планируете взять рекламу в собственные руки. Одна идея от хоро­шей пиар-компании может оказаться ценнее любого количества денег, потраченных на рекламу. Она может выявить ваши сильные стороны и сформулировать ваши задачи так ясно, как вам самим не под силу.

Я понимаю: только что завершив двенадцатимесячный проект, вы меньше всего хотите о нем говорить. Он у вас в печенках сидит, вы хотите двигаться дальше Может быть, приставленный к вам специалист по рек­ламе или галерея, где вы выставляетесь, должны теперь обеспечить вам пиар. Но не очень на них надейтесь. Я рассматриваю это так: то, что они делают, это только глазурь на пироге, который я пеку сам.

Избегайте подходить к этому наудачу Составьте план. Большин­ство журналов планируют свои публикации задолго вперед, так что узнайте, когда истекают сроки подачи материалов и проследите, чтобы ваш пресс-релиз попал к нужному человеку в нужное время.


274 Карьера для творческого человека


Марк-Виктор Хенсон и Джек Кенфилд, авторы серии книг "Кури­ный суп для души", продали миллионы экземпляров, придерживаясь простого принципа: давать одно интервью в день. Это так просто, и это так мощно работает.

Мне знакомы творческие люди, считающие себя выше реклами­рования своего творчества. А потом они удивляются, почему дру­гие, менее талантливые, обретают известность, попадают в список бестселлеров или издают хитовый диск. Просто быть писателем в наши дни уже недостаточно. Приходится торговать своими произ­ведениями. Это шоу-бизнес, сынок.