Творчество Клода Моне.

Клод Моне начинал как карикатурист (принцип точности видения. Глаз. Проникающий в основу явления).

В 71 году Моне посещает Англию, где испытывает влияние Тёрнера. От него заимствуется концепция мифологического пейзажа. Это было толчком для оформления собственной художественной позиции. И у того и у другого была тема восхода Солнца: «Яхта, приближающаяся к побережью» Тернера стала толчком к появлению «Впечатление. Восход солнца».

Здесь Моне интересует две сферы: небо и вода (ничего больше не существует).

Взаимопроникновение Солнца, распространяющего свой красный цвет по всему небу и обозначающего свой путь нисхождением в воды, а мачты при этом поднимаются в небеса, Вода вся в отражении, всё пронизано тенями (представлены тенденции восхождения и нисхождения). Корабли, двигающиеся воздухом по воде.

Небо и море в данном случае окрашены в один цвет. Стихия воздуха и воды в данном случае проявлена за счёт стихии огня (за счёт света).

Вода – сильнейшая отражающая сторона. Эталонный момент зеркала мира

Здесь представлены и лодки с человеческими фигурами - момент сопричастности человека этому событию.

При этом человеческая фигура и лодка отбрасывают тени. Благодаря тени человечески фигуры тоже начинают расплываться, расплывание, растворение происходит за счёт тени, но тень возможна только благодаря свету.

Концепция мифологического пейзажа Тернера, который ввел мифологические силы, связывающие с божественными силами). При этом Тернер освободил пейзаж от конкретики мифологической антропоморфности.

Моне представляет космический процесс. Восходящее солнце – меняется ночь на день – это глобальные процессы, которые движут землю. Божественная сущность предполагается для осознания – каждый раз это космический процесс.

«Впечатление» характер мгновения, вызванного сиюминутным. Пространственная аналогия жизни человека сознающего и жизни вселенной.

«Бульвар Капуцинок». – 1873 год.

Человеческие персонажи понимаются здесь как лишь поверхности. При чём это поверхности, на которые проецируется свет. Проявлена уравновешенность в прочими объектами. При этом, для Моне важен момент присутствия рефлексирующего (здесь это проявлено за счёт фигуры на балконе – есть тот, кто смотрит сверху, кто способен увидеть нечто как поток целого).Качество порцелированности не только в людях, но и в домах, окнах.

Моне многократно работает с одним и тем же мотивом. Так появляются его серии: «Вокзал Сен Лазар», «льды в Ветьойе», «Стога», «Тополя». Происходит взаимопроникновение разных сфер (небесных и земных).

Моне часто обращается к Венеции. В тополях повторяются мотивы вертикалей опор для гондол (воткнутых в землю и в воду) и отражённых опор. В тополях это является такой же моделью связующего стержня (тополя отражаются в водной части). В построение композиции кадровость, серийность.

Теряются пространственные ориентиры – пространство тотальной рефлексии отражения одного в другом. «Руанский собор», «Виды Темзы».

Сквозной темой всей его жизни являются «Кувшинки» - «Японский мостик в Живерни».

Первый этап – «Японский мост». Конкретика реально существующего японского моста. Мост создаёт эффект, структуру Радуги (символ взаимодействия двух сфер). Этот этап сменяется интересом к водной сфере – целая серия работ «Кувшинки». Это диптих.

В поздний период творчества он занимается созданием декоративного панно с изображением этих кувшинок (огромные размеры – концепция принципа продления, расширения усиливается. Усиливается концепция за счёт увеличения масштабов, тем самым превозносится бесконечная протяжённость рассматриваемой водной стихии). Кувшинки здесь в философском смысле воспринимаются практически как небо (выглядит как отражение, рефлекс облаков в воде).