Общая характеристика западноевропейской архитектуры первой половины 19 века.

Репрезентанты:. Леду, «Застава Этуаль в париже», ц. Сан – Мадлен в Париже, здание Биржи, Триумфальная арка на площади Каррузель, Триумфальная арка на площади Звезды (1806-1836), зд. Британского парламента, Здание Британского музея. Именно в Англии вводятся готические элементы (перпендикулярность, упорядоченность).

XІX век во многом был обусловлен переломным моментом в истории Западной Европы - Великой Французской Революцией (1789-1799), которая надолго определила пути развития европейской культуры. В новых условиях проводилась рефлексия над прошлым и выбор дальнейшего пути, сформировалась новая система жизненных и духовных ценностей, причем достаточно неоднородная, послужившая появлению разнообразных творческих концепций в рамках художественной жизни европейских стран. Эволюция этих художественных направлений весьма условна, зачастую они существовали и даже взаимодействовали в одном временном промежутке. Архитектура перестала быть стилеобразующей, скульптура и живопись стали развиваться обособлено от нее.

Все образовавшиеся направления в искусстве наиболее полно проявились в ведущих западноевропейских странах: Франции, Англии и Германии.

- ½ - середина 19 века Основные стилевые направления, эклектика (в преимуществе(Сакре-Кер в Париже, П. Абади) и ретроспективизм, (ареаклассицизм) только зарождение конструктивизма (ближе к середине века): обращение к прошлому, либо точное его воспроизведение, как стремление вернуть золотые моменты прошлого. Стилевые направления, относящиеся к ареоклассицизму, господствовали на территории Франции и Англии. Рационализм (до1815г): традиции римской архитектуры, эпохи Возрождения (А.Палладио- гармоническое сосуществова-ние архитектуры и природы), традиции классицизма 17 века;

Ампир (1815-1840е): ориентация на традиции имперского Рима (римские термы), а также параллельно развивалась линия с подражанием формам греческого периптера; Основные идеи были связано с эпохой Консульства, во время которой основной задачей ставится построения империи. В результате чего развивается идея о человеке как строителе государства, то есть своего места в этом мире, - человек становится созидателем данного мира. Основными типами зданий было в Рационализме – проекты городов, которые в себе содержат государственные и общественные сооружения. В связи с этим выделяется планировочный рационализм, который также характерен и для Англии (перепланировка Лондона).

Ампир – строительство триумфальных арок, которые подчеркивали аспект человека созидателя, а также церквей и создание интерьеров.

Использование материала, того, как известняк, который позволял создавать различные формы и орнаменты прошлых эпох, и использование полихромных материалов (камни, бронза, купола покрывались медью, также использовали стекло.

Архитектура это прежде всего четкая геометричная трактовка в пластич.объемах зданий, плановость построения, тенденция от светлого к темному, общая гармония единства. В целом для архитектуры 19 века можно отметить второстепенную роль, она утрачивает свою функцию как основы, организующей для себя остальные виды искусства, такие как живопись, скульптура.

Нет единого установленного канона, вся архитектура представляет разнообразие форм и стилевых направлений.

В целом для архитектуры 19 века характерно синтез форм различных стилей различных времен (греческий классицизм, готика, романика, классицизм Возрождения, барокко, классицизм Франции 17-18 века).