Простое, сложное (по структуре). Орфографическое действие. Условия успешного орфографического действия.
Орфографическое правило – это краткое предписание, которое устанавливает обязательное для всех написание, а также способ проверки.
В правиле можно выделить условие (в корне –зар-/-зор- в безударном положении) и норму (пишется А).
ОП бывают:
- Простые (ча, ща пиши с буквой а) и сложные - в 2-5 действий (проверка глагольного окончания);
- Грамматико-орфографические (предполагают решение орфографической задачи на основе грамматики) и неграмматические;
- Констатирующие (большинство, перечисляются условия выбора орфограммы или условия запрета на какое-либо написание): «Приставки на З,С»
и регулирующие (указываются способы действий учащихся в процессе выбора орфограммы из ряда возможных написаний): «Для проверки правописания корней с непроизносимой согласной в сочетаниях стн, стл, здн, лнц, рдц необходимо подбирать такие слова, где бы эти согласные произносились».
В названии орфограмм отражается правописная норма. Название орфограмм является заглавием орфографического правила, в учебниках представлено как заголовок параграфа и в заданиях к упражнениям.
Орфографическое действие – преднамеренное правилосообразное действие, подчиненное следующему алгоритму, отражающему его единую структуру: 1) анализ единицы языка (слова, словосочетания), 2) определение способа проверки орфограммы путем применения правила, использования аналогий, обращения к словарю, 3) операция проверки орфограммы одним или несколькими способами, 4) написание слова или словосочетания.
Условия успешного орфографического действия:
На первом этапе: Хорошо развитые речевой слух и орфографическая зоркость. Орфографическая зоркость - умение обнаруживать орфограммы в тексте звучащем и записанном и определять их тип. Важна установка учащихся на выработку орфографической зоркости. При успешном обучении орфографическая зоркость автоматизируется и может расцениваться уже как навык.
На втором этапе: Полное и точное знание системы ОП, умелый выбор способов проверки.
На третьем этапе: умение быстро и безошибочно пользоваться правилами, определять грамматическую форму, принадлежность к части речи, морфемный состав слова, подбирать поверочные слова.
В процессе развития и закрепления орфографического навыка происходит свертывание орфографического действия, оно переходит во внутренний план и работает лишь как средство самоконтроля.