Назначение и смысл философии

О философии, основы которой я здесь собираюсь изложить, ты,

любезный читатель, не должен думать как о чем-то, при помощи чего можно

раздобыть философский камень, или как о искусстве, которое представлено в

трактатах по метафизике. Философия есть скорее естественный человеческий

разум, усердно изучающий все дела творца, чтобы найти и сообщить

бесхитростную правду об их порядке, их причинах и следствиях. Философия

есть дочь твоего мышления и всей Вселенной и живет в тебе самом, правда, в

еще не ясной форме подобно матери Вселенной в период ее бесформенного

начала. Ты должен действовать, как скульпторы, которые, обрабатывая

бесформенную материю резцом, не творят форму, а выявляют ее. Подражай

акту творения! Пусть твое мышление (поскольку ты желаешь серьезно

работать над философией) витает над хаотической бездной твоих

рассуждений и экспериментов. Все хаотическое должно быть разложено на

составные части, а последние следует отличить друг от друга, и всякая часть,

получив соответствующее ей обозначение, должна занять свое прочное место.

Иными словами, метод должен соответствовать порядку творения вещей.

Порядок же творения был следующим: свет, отделение дня от ночи,

пространство, небеса, чувственно воспринимаемое, человек. Заключительным

актом творения явилось установление закона…

В первом разделе первой части, озаглавленном «Логика», я зажигаю

свет разума. Во втором разделе, названном «Первая философия», я различаю

посредством точного определения понятий идеи наиболее общих вещей, с

тем, чтобы устранить все сомнительное и неясное. Третий раздел посвящен

вопросам пространственного протяжения, т.е. геометрии. Четвертый раздел

описывает движение созвездий и, кроме того, чувственные свойства.

Во второй части всей системы, если на то будет божья воля, я

подвергну рассмотрению природу человека, а в третьей − уже указанный

нами вопрос о гражданине.

1. Философия, как мне кажется, играет ныне среди людей ту же роль,

какую, согласно преданию, в седой древности играли хлебные злаки и вино в

мире вещей… Подобным же образом и философия, т.е. естественный разум,

врождена каждому человеку, ибо каждый в известной мере рассуждает о

каких-нибудь вещах. Однако там, где требуется длинная цепь доводов,

большинство людей сбивается с пути и уклоняется в сторону, так как им не

хватает правильного метода, что можно сравнить с отсутствием

планомерного посева… Я, правда, признаю, что та часть философии, которая

трактует о величинах и фигурах, прекрасно разработана. Но, зная, что другие

ее части еще не достигли равной степени развития, я решаюсь лишь развить

по мере моих сил немногие элементы всей философии, как своего рода

семена, из которых, как мне кажется, может вырасти чистая и истинная

философия.

Я вполне сознаю, как трудно выбить из головы воззрения,

внедрившиеся и укоренившиеся в ней благодаря авторитету

красноречивейших писателей; эта трудность усугубляется еще и тем, что

истинная (т.е. точная) философия отвергает не только словесные белила и

румяна, но и почти всякие прикрасы. Первые основы всякой науки

действительно далеко не ослепляют своим блеском: они скорее скромны,

сухи и почти безобразны.

2. Философия есть познание, достигаемое посредством правильного

рассуждения и объясняющее действия, или явления, из известных нам

причин, или производящих оснований, и, наоборот, возможные

производящие основания − из известных нам действий…

6. Цель, или назначение, философии заключается, таким образом, в том,

что благодаря ей, мы можем использовать к нашей выгоде предвидимые нами

действия и на основании наших знаний по мере сил и способностей

планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ.

Ибо одно преодоление трудностей или открытие наиболее сокровенной

истины не стоит тех огромных усилий, которых требует занятие философией;

я считаю еще менее возможным, чтобы какой-либо человек усердно

занимался наукой с целью обнаружить перед другими свои знания, если он не

надеется достигнуть этим ничего другого. Знание есть только путь к силе.

Теоремы (которые в геометрии являются путем исследования) служат только

решению проблем. И всякое умозрение в конечном счете имеет целью

какое-нибудь действие или практический успех.

7. Однако мы лучше всего поймем, насколько велика польза

философии, особенно физики и геометрии, если наглядно представим себе,

как она может содействовать благу человеческого рода, и сравним образ

жизни тех народов, которые пользуются ею, с образом жизни тех, кто лишен

ее благ.

Разве не обладают все люди одной и той же духовной природой и

одними и теми же духовными способностями? Что же имеют одни и не

имеют другие? Только философию! Философия, таким образом, является

причиной всех этих выгод. Пользу же философии морали и философии

государства можно оценить не столько по тем выгодам, которые

обеспечивают их знание, сколько по тому ущербу, который наносит их

незнание. Ибо корень всякого несчастья и всех зол, которые могут быть

устранены человеческой изобретательностью, есть война, в особенности

война гражданская…

Гражданская война возможна только потому, что люди не знают причин

войны и мира, ибо только очень немногие занимались исследованием тех

обязанностей, выполнение которых обеспечивает упрочение и сохранение

мира, т.е. исследованием истинных законов гражданского общества.

Познание этих законов есть философия морали.

8. Предметом философии, или материей, о которой она трактует,

является всякое тело, возникновение которого мы можем постичь

посредством научных понятий и которое мы можем в каком-либо отношении

сравнивать с другими телами, иначе говоря, всякое тело, в котором

происходит соединение и разделение, т.е. всякое тело, происхождение и

свойства которого могут быть познаны нами.

Это определение, однако, вытекает из определения самой философии,

задачей которой является познание свойств тел из их возникновения или их

возникновения из их свойств. Следовательно, там, где нет ни возникновения,

ни свойств, философии нечего делать. Поэтому философия исключает

теологию, т.е. учение о природе и атрибутах вечного, несотворенного и

непостижимого бога, в котором нет никакого соединения и разделения и в

котором нельзя себе представить никакого возникновения.

Философия исключает также учение об ангелах и обо всех тех вещах,

которые нельзя считать ни телами, ни свойствами тел, так как в них нет

соединения или разделения большего и меньшего, т.е. по отношению к ним

неприменимо научное рассуждение.

Она исключает также историю, как естественную, так и политическую,

хотя для философии обе в высшей степени полезны (вернее, необходимы),

ибо их знание основано на опыте или авторитете, но не на правильном

рассуждении.

Она исключает и знание, имеющее своим источником божественное

внушение, или откровение, да и вообще всякое знание, которое не

приобретено нами при помощи разума, а мгновенно даровано нам

божественной милостью (как бы через сверхъестественный орган чувства).

Она, далее, исключает не только всякое ложное, но и всякое плохо

обоснованное учение, ибо то, что познано посредством правильного

рассуждения, или умозаключения, не может быть ни ложным, ни

сомнительным; вот почему ею исключается астрология в той форме, в какой

она теперь в моде, и тому подобные пророческие искусства.

Наконец, из философии исключается учение о богопочитании, так как

источником такого знания является не естественный разум, а авторитет

церкви, и этого рода вопросы составляют предмет веры, а не науки.

9. Философия распадается на две основные части. Всякий, кто

приступает к изучению возникновения и свойств тел, наталкивается на два

совершенно различных между собой вида последних. Один из них охватывает

предметы и явления, которые называют естественными, поскольку они

являются продуктами природы; другой − предметы и явления, которые

возникли благодаря человеческой воле, в силу договора и соглашения людей

и называются государством. Поэтому философия распадается на философию

природы и философию государства. Но так как, далее, для того чтобы познать

свойства государства, необходимо предварительно изучить склонности,

аффекты и нравы людей, то философию государства подразделяют обычно на

два отдела, первый из которых, трактующий о склонностях и нравах,

называется этикой, а второй, исследующий гражданские

обязанности, − политикой или просто философией государства. Поэтому мы,

предварительно установив то, что относится к природе самой философии,

прежде всего будем трактовать о естественных телах, затем о склонностях и

нравах людей и, наконец, об обязанностях граждан…[10]