ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Данный раздел включает в себя избранные тексты Дж.Беркли, Д.Юма, А.Вольтера и П.Гольбаха. Это мыслители XVIII века — века Просвещения. Но идеология Просвещения и особенно форма ее выражения значительно отличались в Англии от французского образца. Если Франция была накануне революции, то Англия переживала все ее противоречивые последствия. Соответственно и философия в этих странах, выдвигала и решала различные проблемы.
В Англии с именем Беркли связано появление нового философского направления — субъективного идеализма. В центре внимания английской философской мысли оказались проблемы сенсуализма и номинализма. Односторонность этих течений, положенных в основании предшествующим философским материализмом, вызвали к жизни другие подходы, что нашло отражение в работах Беркли и Юма. Философскому анализу были подвергнуты теории первичных и вторичных качеств и проблема субстанции. Впервые Юмом было дано развернутое обоснование скептицизма и агностицизма.
Французская философия выдвинула проблемы иного рода. Один из идеологов Просвещения — Вольтер остановился на деистической форме либерального религиозного сознания (Вольтер был масоном — членом парижской ложи Девяти сестер), одновременно активно пропагандируя современные ему научные взгляды и научное мировоззрение.
С именем Гольбаха, главы французских материалистов XVIII века, связано построение системы материалистического миропонимания. В этой системе нашли решение вопросы, касающиеся понимания материи как субстанции, движения «как способа существования материи» (Гольбах), детерминизма и материалистического сенсуализма.