ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Данный раздел включает в себя избранные тексты Дж.Беркли, Д.Юма, А.Вольтера и П.Гольбаха. Это мыслители XVIII века — века Просвещения. Но идеология Просвещения и особенно форма ее выражения значительно отличались в Англии от французского об­разца. Если Франция была накануне революции, то Англия пе­реживала все ее противоречивые последствия. Соответственно и философия в этих странах, выдвигала и решала различные проб­лемы.

В Англии с именем Беркли связано появление нового философ­ского направления — субъективного идеализма. В центре внимания английской философской мысли оказались проблемы сенсуализма и номинализма. Односторонность этих течений, положенных в ос­новании предшествующим философским материализмом, вызвали к жизни другие подходы, что нашло отражение в работах Беркли и Юма. Философскому анализу были подвергнуты теории первич­ных и вторичных качеств и проблема субстанции. Впервые Юмом было дано развернутое обоснование скептицизма и агностицизма.

Французская философия выдвинула проблемы иного рода. Один из идеологов Просвещения — Вольтер остановился на деистиче­ской форме либерального религиозного сознания (Вольтер был масо­ном — членом парижской ложи Девяти сестер), одновременно ак­тивно пропагандируя современные ему научные взгляды и научное мировоззрение.

С именем Гольбаха, главы французских материалистов XVIII века, связано построение системы материалистического миропонимания. В этой системе нашли решение вопросы, каса­ющиеся понимания материи как субстанции, движения «как спо­соба существования материи» (Гольбах), детерминизма и ма­териалистического сенсуализма.