Заключение
Кризис духовности возникает как следствие управления человеком и обществом интенциями и желаниями, которые не ведут к "высшим целям".
Анализируя различные формы духовных организаций, приходится прийти к выводу, что они не способствуют становлению нового "духовного человека". Возможность вторжения в духовность человека посторонних лиц означает, что свобода личности как автономного субъекта оказывается ограниченной.
Основным противоречием формирующегося общества и человека является противоречие между глобализацией мира и идентичностью конкретного человека, между виртуальным пространством и реальным. В результате "бездуховные" становятся более эффективными (это проявляется в форме развития хищнических инстинктов, защищающих от глобальных проблем), но все более удаляются от высших смыслов жизни.
( Аванесова Г.А. / Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. Љ4. 1998. С. 3-17
Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984 - 1985г.г. - М.: Наука, 1986. - 249с.
Гулыга А.В. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987.
Фрейд З. Недовольство культурой / Психоанализ. Религия. Культура. - М.: Ренессанс, 1991.
Процесс складывания информационно-технологического общества, в котором информация имеет жизненно важное значение, а какой-либо перерыв в развитии технологий может иметь деструктивные последствия для всей цивилизации и в котором классическая духовная культура низводится по существу до уровня средства для развлечения - этот процесс не способствует реальному сохранению культурного наследия.
Проблема сохранения культурного наследия стала сейчас особенно актуальной, поскольку тот разрыв, который ныне образовался между современностью, с одной стороны, и традиционной культурой, с другой, вполне может стать причиной утраты человечеством традиционных форм духовной культуры - искусства, философии, отчасти - религии. Следует отметить, что о проблеме сохранения культурного наследия много говорится в контексте сохранения этнической культуры, особенно если это касается малочисленных народов. Однако не менее важна проблема сохранения классической традиционной культуры, которой уделяется гораздо меньше внимания.
Кризис несет в себе также большой конструктивный потенциал и при благоприятном разрешении заложенных в нем противоречий кризис может послужить отправной точкой для дальнейшего развития духовной культуры. Однако кризис при определенных условиях может стать причиной окончательной гибели традиционных форм духовной культуры.