Б) А. Бородин. «Князь Игорь»
В примере 261А оказывается возможным «разрешение» октавы в нону (одновременно и диссонанса ноны в консонанс децимы) под влиянием целостности мотива (f идет в ges, обнаруживая линейную сторону аккорда; см. главу 4). В примере 261Б парадоксальным образом «альтерированный» звук (а-бекар= 5< ) внутри аккорда устойчив, а «натуральный» (as = 5) полутоном ниже превращен во вспомогательный к нему.
Оптимальным в технике функциональной инверсии становится соединение (часто плавное по голосоведению, с общими звуками, с ходами голосов по полутонам) данного диссонантного аккорда с другим диссонантным той же или сходной структуры, то есть подбор аккордов по принципу моноструктурной функциональности, либо скорейший приход к нему, а также гармонические эффекты, извлекаемые от соединения данного мягко диссонирующего аккорда со всеми другими, кроме его нормативного тонального разрешения (пример 262).