Б) А. Скрябин. Поэма ор. 52 № 1 (редукция)

Отметим, что дубль-тоника A/Dis в связующей партии этой сона­ты играет, как уже говорилось, роль дубль-субдоминанты согласно классической формуле модуляции «Т = S» — здесь: дубль-Т = дубль-S), с той, однако, разницей, что в этом произведении две тоники — Dis и Fis, и модуляция идет непосредственно от Fis, а не от Dis. Побочная же тоника — Ais-dur = B-dur — доминантна и к Dis, и к Fis.

В примере 255Б в 1-й фразе (такты 1-3) подразумеваемая функ­ция в тоническом аккорде не осуществляется, поэтому она, в сущности, отмирает и начинается преобладание в аккорде функции его основного тона — тоники (в произведении позднего периода — поэме ор. 59 № 1 — весьма сходное последование гармоний возглав­ляется уже безоговорочной тоникой: Т7, см. такты 1, 3).

В поэме ор. 44 № l C-dur начальный аккорд Т7>не выполняет роли и обнаруживает близость к дубль-Т6< (с основным тоном Ges).

Проникнув во все функции, тритоновое дублирование сближает и тритоновые тональности-антиподы. Например (ср. с примером 254):