Б) С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта»
Среди аккордов мажоро-минорных систем того и другого основного ладового наклонения начинают особенно выделяться два типа последования.
1. Большетерцовые последования гармоний одинаковой (или в основе своей одинаковой) структуры, как бы транспонирующие центральное созвучие вверх и вниз (пример 244).
2. Иногда сходное значение приобретают и малотерцовые транспозиции (Лист, «Когда я сплю», заключительный каданс: +Тр<->-Т; Римский-Корсаков, «Садко», 2-я карт., тема белых лебедей: +Т--°Тр[=m]-+Т).
Новую жизнь обретает тоническая функция в чередованиях и сопоставлениях мажорного и минорного вариантов. Подчас это красочные сопряжения (например, утонченно-восточный колорит чередований Т<->-< в «Песне Индийского гостя» из «Садко»), тонкие психологические штрихи (Чайковский, «Орлеанская дева», ария Иоанны). Иногда в одноименной гармонии проскальзывает своеобразный оттенок альтерированной субдоминанты (Рахманинов, «Грузинская песня», кода; сходно — Прокофьев, «Александр Невский», № 6, «Мертвое поле», конец вступления); это, так сказать, «разно-терцовая субдоминанта».
В сопоставлениях нVI> с D впервые внутри тональности устанавливается новый тип связи — однотерцовая (Мусоргский, «Борис Годунов», монолог Бориса «Скорбит душа»); хотя исторически это не первое проявление однотерцовости (см. об этом дальше, § 30 настоящей главы).