В - П. Чайковский. Хор «Соловушко»
Так же как и квинтовые, они находятся под доминирующим влиянием самого главного функционального шага, автентического, и, подобно квинтовым, идут обычно вниз (пример 185А, Б; ср. с примером 158). Весь терцовый ряд: C-a-F-d-B-g-Es-c-As-f-Des-b-Ges-es-Ces-as-E-cis-A — (19 звеньев, от тоники побочной темы до доминанты главной).
Обратное движение встречается редко (пример 185В).
Функционально терцовый диатонический (и миксодиатонический, см. пример 185Б) ряд представляет собой дробление полного функционального шага. Функциональная смена осуществляется здесь двумя шагами (функционально — полушагами); терцовый, то есть медиантовый, шаг есть полусмена. Однако (см. пример 158) полусмена не означает математической «полуфункции». Так же как III ступень, разрешающаяся далее в тонику, не является сама равномерно «полутоникой-полудоминантой», а функционирует в качестве доминанты, так и в соответствующих звеньях терцового ряда примера 185А нет никаких особых функций помимо тоники, превращающейся в доминанту, с разрешением последней в очередную такую же, вовлеченную в разработочно-модуляционный процесс тонику (в примере 158 аналогично есть лишь Т и S).
Но постепенность смены функции придает терцовому ряду смягченность, переливчатость, отличающие функциональное действие медиант от основных квинтовых функций. Отсюда начинается путь к автономным медиантам: от внедрения линейного тона (например, +D6) и образования функционального спутника (+DP) к хроматизации (+Dp<) и автономной медианте (собственный знак — М).