С. Рахманинов. 2-я симфония, ч. III

А тоническая субмедианта — это нарушенная тоника (как в прерванном кадансе, например, в финале сонаты Бетховена ор. 10 № 3 D-dur конец главной темы, конец экспозиции).

Важнейшие явления медиантности можно систематизировать в зависимости от следующих моментов:

1) от той или иной функции;

2) от того, выше или ниже примы располагается основной тон «спутника»;

3) от того, после основной функции или перед ней располагается ее «спутник», в связи с метром (часто наблюдается тенденция к смене функции при переходе к тяжелому времени такта); он может быть и вместо коренного аккорда функции;

4) от голосоведения — энергия перволинеарных явлений часто сохраняется и при внедрении «транзита» в аккорд. Например, сеп­тима при септовой смене продолжает идти вниз, как если бы она так и осталась обычной неаккордовой проходящей септимой; или вооб­ще функциональные диссонансы — 7 и 6 — продолжают быть свя­занными линейным ходом по секундам в соответствии со своей ли­нейной функцией проходящих или вспомогательных. К голосоведе­нию относятся и нормы удвоения.

Некоторые из наиболее важных явлений, связанные с тониче­скими медиантами:

1) после Т:

T- T-S (скрытодиссонантное напряжение в тонике);

T- T -S

2) после D:

D8-7- T (нарушенная тоника),

D8-7- T (неполная тоника).

Из модификаций коренных функциональных гармоний необхо­димо еще упомянуть аккорд, не являющийся функциональным спут­ником, но обладающий иногда сходной двузначностью, — это «умень­шенный (септаккорд) субдоминанты», oS6<4< (пример 168).