С. Рахманинов. 2-я симфония, ч. III
А тоническая субмедианта — это нарушенная тоника (как в прерванном кадансе, например, в финале сонаты Бетховена ор. 10 № 3 D-dur конец главной темы, конец экспозиции).
Важнейшие явления медиантности можно систематизировать в зависимости от следующих моментов:
1) от той или иной функции;
2) от того, выше или ниже примы располагается основной тон «спутника»;
3) от того, после основной функции или перед ней располагается ее «спутник», в связи с метром (часто наблюдается тенденция к смене функции при переходе к тяжелому времени такта); он может быть и вместо коренного аккорда функции;
4) от голосоведения — энергия перволинеарных явлений часто сохраняется и при внедрении «транзита» в аккорд. Например, септима при септовой смене продолжает идти вниз, как если бы она так и осталась обычной неаккордовой проходящей септимой; или вообще функциональные диссонансы — 7 и 6 — продолжают быть связанными линейным ходом по секундам в соответствии со своей линейной функцией проходящих или вспомогательных. К голосоведению относятся и нормы удвоения.
Некоторые из наиболее важных явлений, связанные с тоническими медиантами:
1) после Т:
T- T-S (скрытодиссонантное напряжение в тонике);
T- T -S
2) после D:
D8-7- T (нарушенная тоника),
D8-7- T (неполная тоника).
Из модификаций коренных функциональных гармоний необходимо еще упомянуть аккорд, не являющийся функциональным спутником, но обладающий иногда сходной двузначностью, — это «уменьшенный (септаккорд) субдоминанты», oS6<4< (пример 168).