СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ТОНАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ (ГЭ)

В гармоническом стиле, где в рамках строгой тональности огра­ничивается число гармоний, сводимых лишь к самым родственным тонике (S и D), достигается максимальное внутреннее единство при предельной централизации. Это и есть сущность классической функ­циональной (в смысле S-T-D) тональности. Если бы помимо трех оснований (ступени IV-I-V) были какие-нибудь еще, пусть даже одна только нVII (как, например, в хоре «Без поры, да без време­ни» Чайковского), то уже возникла бы тональная двойственность, тональное колебание (в указанном случае — между тониками на I и на IV ступенях в мажоре). Единство центра тяготения можно продемонстрировать на примере подразумеваемых в тональности

(скрытых под темперацией и колеблемых вольностями исполнитель­ской интонации) числовых значений звукоступеней. Например, в мажоре (пример 150).