Гимн «Nato nobis» (XVI в.)
и проходящих f—>g—>a, a—>g—>f) тонов строго регулируют гармоническую функцию созвучий между исходным устоем и его возвращением либо между основным устоем (f) и побочным (а) по схеме устоев грегорианского лада 6-го тона (см. ладовую структуру баса и ср. с примером 110Г, Д). Таким образом, пример 123 показывает «чистую» натуральную старомодальную систему.
Но для гармонии на основе «церковных тонов» в высшей степени характерно также использование вводнотонного хроматизма, так называемой «ложной музыки» («musica ficta»). Казалось бы, хроматизм — нарушение диатонического (или миксодиатонического) модуса и может поэтому считаться аргументом против идеи модальности, если ее понимать как верность определенному предназначенному звукоряду. Однако в действительности это не так. В условиях многолосия (типично четырехголосие, я также и 3 5-6-8-голосие) и свободы применения лишь для консонансов (совершенных и несовершенных) образуется двухслойность звукоряда, при которой натуральный ряд (диатонический f с g d а e h или миксодиатонический b f с g d а e h)продолжает сохранять статус модальной основы, а вводные тоны fis, cis, gis, функционируют как стабильные ладоспе-
цифические замены соответствующих натуральных тонов, как украшение в функции типичных, характерных звукорядных интонационных формул, закрепившихся за соответствующими основными и местными каденционными устоями лада. Будучи типизированными ладозвукорядными явлениями, такие формулы должны, следовательно, пониматься как особого рода модальные факторы, но только не диатонические, а хроматические.
В многоголосной ткани постоянно звучат аккорды, независимо от того, каким образом они возникают (как правило, в качестве интервальных комплексов, в частности по принципу contrapunctus simplex, punctus contra punctum). Притом самостоятельной частью аккордов всегда являются только комбинации консонирующих интервалов, следовательно, только трезвучия и секстаккорды. Но поскольку выбор тонов для этих аккордов строго ограничен, то диапазон консонантных аккордов оказывается сравнительно узким и поэтому может функционировать как определенный гармонический модус. Музыка все время вращается в одном и том же круге созвучий, подобно тому как музыка старых ладов — в одном и том же звукоряде, то есть модально. В отличие от монодической модальности грегорианских ладов, ренессансную систему модальной гармонии можно поэтому называть гармонической модальностью.
Ниже представлен в полном виде основной гармонический модус с ренессансной модальной гармонии (пример 124).