Л. Бетховен. 9-я симфония, часть III
Гармонический остов сопрано и баса см. пример 74.
Последование остовных гармоний в двух предложениях (и в заключительном кадансе). Вся ткань основывается на этих прагармониях системы (пример 75).
В свою очередь доминанты сводимы к фигурации тоники. Тем самым обнажается корень системы, ее ЦЭ, проглядывающий и через нетонические гармонии (пример 76).
Вот и сами корни гармонической системы — остов мелодии, ее опорные тоны (пример 77А) и последнее основание системы, ее ЦЭ (пример 77Б).
Подчеркнем, однако, что проделанный анализ шел от живого произведения к его прекомпозиционной подоснове, то есть в противоположную сторону по отношению к направлению творческого процесса. Поэтому ценность представляет не конечный результат нашего рассмотрения, а, наоборот, исходный пункт, так как именно он представляет собой «расцветшую жизнь» гармонии. Непосредственно аналитический же материал имел целью не конечную идею гармонической системы, а прослеживание единства всех слоев гармонической системы, включая все этапы нашего осторожного снятия слоев. Это как годичные кольца на дереве: неправильно было бы спрашивать, которое из них ценнее; ценность — в связи и сплочении их всех в живой растущий организм.
Метод многократного последовательного снятия слоев голосоведения как способ анализа органики музыкального произведения разработан австрийским теоретиком X. Шенкером. Не следует, однако, думать, что конечный результат редукции -- всегда консонирующее трезвучие (Шенкер показал, что главное в такой «редукции» — гармония всех структурных слоев;в нынешней терминологии — уровней). В различных гармонических системах — различные ЦЭ и соответственно различные нормы письма, фактуры, голосоведения. Резко отличается, например, от системы венских классиков и вообще от систем европейской гармонии ладогармоническая система русской народной музыки. Чтобы показать стилистическую обусловленность норм голосоведения и значение гармонической системы (как порождающей модели) для этих норм, приведем русское народно-песенное многоголосие (пример 78).